МОУ "Данковская СОШ" Могилевец Наталья Владимировна
УЧИТЕЛЬ В ГОРОДЕ С…
В УЧИТЕЛЕ ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО!
Скамейка. На полу жёлтые осенние листья.
Негромко звучит музыка в исполнении Л.Утёсова.
Музыка затихает, вхожу я (Наталья Владимировна).
Н.В. Вот уже 12 лет учительствую я в этом городе. Родилась и выросла я у Чёрного моря, в небольшом южном городке, где растут стройные кипарисы и цветут магнолии. Там прошло моё светлое , безмятежное детство.
Н.В. А вот судьба офицерская распорядилась найти свою малую родину и призвание в Серпухове. И я благодарна ей. В этом городе моя любимая работа, дом, семья, друзья, вся моя жизнь. А ещё в этом городе…
Пауза. Громко звучит последний куплет песни
М.Дунаевского «Школьный вальс». Песня обрывается
на словах: «Учительница первая моя…».
Н.В. Да, я счастлива и горда, что могу услышать эти судьбоносные слова: «Учительница первая моя». Я всей душой люблю школу и своих учеников – вчерашних, сегодняшних и завтрашних!.. Серпухов и Серпуховский район.… У этой земли какая- то притягательная, удивительно притягательная сила. Провинциальности и современности. Красоты природы и душевного очарования. Патриархальности.
Тихим фоном пошла музыка Г.Свиридова
«Романс» №4.
На мониторе фотографии г. Серпухова.
Н.В. Я люблю исторические ценности нашего края – монастыри, музеи, театры, библиотеки, заповедные места. Немыслимой красоты и душевности природу. Мне нравится бродить по городу в любое время года, думать, мечтать, встречаться.… Есть у меня и заветное местечко. Вот оно.
Музыка замолкает.
На мониторе памятник А.П.Чехову.
Н.В. Здравствуйте, Антон Павлович! Вот пришла к Вам снова на свидание. Что-то сыро и прохладно сегодня. А в Таганроге, наверное, солнце.
Н.В. садится на скамейку.
Далее идёт разговор с А.П.Чеховым (включается фонограмма каждой реплики, записанная мужским голосом).
Ч.Да, там сейчас тепло и не так скучно. А я вот сижу здесь, в центре города С., и смотрю на всё своими близорукими глазами. Что-то Вы давненько не навещали меня. Все, небось, тетрадки да диктанты.
Пахнет осенью.… А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь с журавлями!
Хорошо, что не забываете, пришли пообщаться. Я вижу, человек Вы красивый, учитель ищущий, неравнодушный. Похвально. Ведь в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и тело, и душа, и мысли.
Н.В. Но как этого добиться, вот вопрос.
«Романс» №4, музыка пошла заиграла тихим фоном.
Ч. Знаете, самая страшная вещь – безразличие. Если с ним не бороться, оно, как трясина, может погубить любого человека. Так ведь?
Н.В. Людей надо любить. И больших, и маленьких. Каждый испытывает потребность быть любимым, это поднимает его в собственных
глазах. Но, я думаю, что людей нужно любить по-разному: одного с бесконечной снисходительностью, другого – с неослабной строгостью.
Ч. Знаете, когда я вспоминаю своё детство, то оно мне представляется довольно мрачным. Когда, бывало, я и два моих брата пели в церковном хоре, на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками.… Во мне всегда был протест против деспотичного навязывания веры. Я, собственно, о чём? О том, чтобы мы, взрослые, и учителя, прежде всего, научились уважать ребёнка, уважать в нём Личность, ибо она рождается с самим ребёнком. Первым криком ребёнок заявляет о своей уникальности!
Н.В. Детство… Счастливая пора, когда всё видится в добром свете. В Ваших рассказах дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют также заботиться о других и быть благодарными. Как добиться этого в жизни?
Ч. А, помните, Ваньку Жукова, измученного выволочками хозяев, обессилившего от недоедания, недосыпания и не по возрасту тяжёлой работы? В своём письме к дедушке, он просит взять его обратно в деревню, но он не собирается сидеть у старика на шее, и заранее обдумывает возможность заработка. Ванька мечтает о том, чтобы быть полезным дедушке. «А когда я вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам», - так выражает пацанёнок свою готовность отплатить добром за добро.
Н.В. Да… А я как-то на уроке «Твоя родословная» спросила ребят: «Назовите своих дедушек и бабушек». Поднялся лес рук. «А прадедушек и прабабушек?». Три – четыре руки. Познания ребят о корнях своей фамилии обрывались уже на третьем колене. Это беда наша. А ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – всё это ветви одного древа, имя которому - патриотизм.
Н.В. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Не бывать пышной кроне дерева без ухоженного корня. Эта взаимосвязь – непреложный закон жизни. Биологический и человеческий. И не случайно отношение к старости – индикатор истинной стоимости каждого из нас, очень важный нерв общества, нравственного здоровья, культуры и прочности его ростков. Это, поверьте, необходимо нашим подрастающим детям не меньше, чем старикам.
Ч. Вы правы. Для ребёнка естественно такое состояние.… И его надо развивать нам, взрослым, учителям.… И если взрослые ставят ребёнка в такие условия, что само физическое существование для него становится невыносимым, в нём происходит как бы перерождение натуры: он теряет и душевную чистоту, и чувство справедливости, и свежесть восприятия. Он просто перестаёт быть ребёнком.
Н.В. «…Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту».
Ч. Вы стихи сочиняете?
Н.В. Нет, это поэт сказал, наш современник... Но ведь ребёнок может возразить: сейчас, мол, другая жизнь. Что ответить, как быть?
Ч. Сложный вопрос. Для всех времён и народов. Маленький серенький человек во всей общественной жизни больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах сдвинуть обывателя с этой его позиции. А сдвигать надо. Я не знаю, что делать сейчас, в ваше время. Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны.
Н.В. А как воспитать в учениках интеллигентность, подлинную культуру?
Ч. Мощнейшим средством была и остаётся русская классическая литература.
Н.В. Значит, правильно я говорю своим ученикам, что чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён.
Ч. По каким нравственным законам живёт человек, как он относится к миру, - вот что больше всего меня интересует. Отношение к миру надо формировать у человека с детства.
Н.В. Не в этом ли роль сельского учителя?
Ч. Верно! Как-то я написал Горькому своё видение учительской доли: «Если бы Вы знали, как нужен русской деревне хороший, умный, образованный учитель. Его нужно поставить в какие-то особые условия, и это нужно сделать как можно скорее!»
Н.В. Это Вы точно подметили! Вас бы в нашу Государственную Думу! Мне кажется, что понятия «учительство» и «родительство» должны по велению жизни скорее сблизиться друг с другом. Любые формы конфронтации постыдны, и в этом споре родителя и учителя неправ всегда учитель, носитель интеллигентности, ибо, если он не победил, значит – не убедил. Интеллигентный учитель – это национальная ценность. Имя, слова, облик учителя, повзрослевший ученик несёт через всю свою жизнь. Давайте же сообща, всем миром думать, прежде всего, о ребёнке и о его трудностях, а потом уже о трудностях своих.
Н.В. Как жаль, что так быстро темнеет и нам пора расставаться. А у меня к Вам ещё много вопросов.
Музыка становится совсем тихой.
Н.В. встаёт, делает 2 шага вперёд.
Н.В. Почему я обращаюсь именно к Чехову? Человек и художник в Антоне Павловиче жили нераздельно, он был писателем необыкновенной цельности. Хорошо прочитать произведения Чехова или заново перечитать их – это очищает душу, заставляет задуматься над жизнью.
Обращаясь к Чехову.
Н.В. Антон Павлович, а как всё же хорошо Вы сказали: «В человеке должно быть…
Ч. …всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, …»
Н.В. …В УЧИТЕЛЕ ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО!
До свидания, Антон Павлович!
Звучит романс Г.Свиридова №4.
