Инфоурок Другое КонспектыКонспект мероприятия к 9 мая "Зажгите свечи в нашу память"

Конспект мероприятия к 9 мая "Зажгите свечи в нашу память"

Скачать материал

Краевое государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 V вида» ____________________________________________________________

656036  г. Барнаул, ул. Малахова, 20 тел. /факс 8(3852)33-76-87, тел.33-67-96

              

 

 

Конспект разработки общешкольного праздника

«Зажгите свечи в нашу память»

             

             

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

                               Выполнила: Липова Т. В.

                                                                                           

 

 

 

 

г. Барнаул

Тема мероприятия: Зажгите свечи в нашу память    

Цель мероприятия: формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;

создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;

развитие творческих способностей учащейся молодежи;

Коррекционная цель: совершенствование зрительного, слухового внимания, памяти.

 Ход мероприятия: Звучит музыка Эдварда Кюлена.

 Ведущий: Ребята, сегодня мы проводим с вами праздник «Зажгите свечи в нашу память», посвященный эвакуированным детям из Ленинграда. К нам на праздник пришли гости. Встречайте их: Тряпицына Екатерина Михайловна – блокадница Ленинграда, Ожигин Владимир Афанасьевич – участник боев за Ленинград, Недашковская Тамара Изотовна – представитель Комитета ветеранов Великой Отечественной войны Ленинского района.

Последний эшелон с малышами, эвакуированными из блокадного Ленинграда в 1942 году, пришел в Боровлянку Троицкого района 23 октября. Детей сопровождала 17-летняя Наташа. Она живой свидетель того, как перетерпевшие год блокады и месяц тяжелого пути дети сдавались смерти уже в спасительном тылу.

Блокадные дети. Слайд 1.

Для Наташи и Нины Боровлянка стала местом спасения. Они и сегодня живут здесь.

Наталья Федотовна Крахмалёва. Слайд 2.

– Я начну рассказывать сначала. С того, как началась война. Вы не против? А ты, друг, уходи отсюда, ты только мешать будешь. – Наталья Федотовна Крахмалева, смеясь, прогоняет с колен холеного кота, но тот возвращается обратно: согласен слушать и сидеть тихо. Женщина уступает ему и рассказывает:

– У меня было очень хорошее детство. В школе я брала уроки фигурного катания, занималась хореографией и вокалом во Дворце культуры у актрисы Театра оперы и балета им. Кирова. Готовилась к поступлению в консерваторию. Преподавательница мне говорила: "Ты Ольгу в опере „Евгений Онегин“ сыграешь без грима". И я всегда старалась. А потом война…

Наташа возвращалась с родителями после отдыха на даче. Поезд остановился за чертой города: уже созывалось народное ополчение, окна домов были заклеены крест-накрест на случай бомбежки. Таким она запомнила первый день Великой Отечественной.

Отец и брат ушли на фронт, мама устроилась работать в детский сад, а 16-летнюю девушку отправили рыть окопы под Псков.

– Помню, как вернулась из Пскова домой, – вспоминает Наталья Федотовна. – Трамваи уже не ходили, и мне пришлось далеко идти пешком, потому что жила я… Вы не знаете Ленинград? Я жила на Васильевском острове. Там был горный институт, судостроительный завод… Ну, да ладно. Начались обстрелы, бомбежки. Пришел голод. Отключили воду, потом электричество и отопление. Мы с мамой, помню, скрутили папироски, продали и купили себе железную печку. Сами стали дома печь хлеб. Посолим погуще и жарим на олифе. Главное было пить больше воды… Чтобы протопить жилье, люди срезали кресты на кладбищах. Мы в тех же целях жгли мебель.

Наша собеседница все время слегка улыбается, как и подобает красивой актрисе. Правда, иногда со слезами:

– Санитары и дружинники не успевали убирать мертвых. Покойники лежали на улицах, оставались в домах. У меня сначала умерла крестная, потом тетя, потом маленькая двоюродная сестренка. Мама, всегда отдававшая мне последний кусочек, тоже умерла. Я четыре дня спала с ней на одной кровати. Было не страшно.

На пятый день вместе со старшей двоюродной сестрой Наталья зашила маму в простыню и на санках отвезла в морг. Утром шестого дня пошла работать в тот же садик, где еще недавно трудилась мама. Домой возвращаться не было смысла, и она проводила с детьми сутки напролет. Во время бомбежки ребятишки соскакивали с постелей, жались к ней.

– Детки, милые, ну, потерпите, счас все прекратится, – уговаривала она их ночами.

Так продолжалось до сентября 1942-го, пока не пришел приказ: детей отправлять в тыл, в Алтайский край. Наташу послали с эшелоном.

-В сентябре сказали, что будем эвакуироваться. Я, честно говоря, не хотела ехать. Еще до войны со мной и моей подругой занималась актриса Мариинского театра – готовила нас к поступлению в консерваторию. Она прислала за мной эту подругу с предложением учиться в консерватории безо всяких экзаменов. Но как мне ни хотелось остаться, я не могла бросить детей.

Ехать по Ладожскому озеру было опасно и страшно. Это чувствовали и сильно переживали дети. А потом месяц в товарных вагонах. Холодно. Долго. Делали остановки и разносили еду, но дети все равно умирали…

Ленинградка

– Нас привезли в Боровлянку, – продолжает Наталья Крахмалева. – Детей положили спать на нары. Ну, что это? Разве сравнишь с Ленинградом? У них там были кроватки. Они там кушали за столиками… А здесь-то у местных жителей у самих ничего нет, кто детям поможет?

Ослабшие малыши стали чахнуть на глазах молоденькой воспитательницы. Чем эта привыкшая к песням и празднику птичка могла им пригодиться?

– Я убирала у них и кормила, – говорит она. – Не прошло и месяца, меня послали в совхоз Горюшино обрезать свеклу от ботвы. Долго мы там работали, но хоть ели…

Зимой дети начали массово умирать. Меня и других взрослых блокадников стали заставлять ездить по деревням, побираться. Мы не отказывались, кормить-то чем-то их надо было! Я уезжала с товарным поездом, вешала на спину мешок и ходила по домам. Где дадут картофелину, где свеколку, где тыкву, а где скажут: "Как вам не стыдно, попрошайки", – и прогонят. Ну, поплачешь и дальше…       Обидно, заплачем, выйдем, слезы вытрем и дальше идем. Зато вечером радость – есть чем накормить детей. Такое бывало не раз и не два. Меняли вещи на продукты, но самые слабенькие больные дети все-таки умирали. У меня в группе был светленький мальчик, такой хорошенький, Славиком звали, он еще даже не умел разговаривать – совсем малыш. Я его любила как будто он мне был родной. Однажды вернулась со свеклы, пошла его искать – оказалось, Славика уже похоронили. Я очень сильно плакала.

Выживших сирот-блокадников власти отправили в село Петровка в дом малютки. Наталья устроилась секретарем в ремесленное училище. Работала за еду.

– Потом меня приказом послали учиться на снайпера. Помню, первый раз взяла эту винтовку, прицелилась, куда не знаю, выстрелила… Как дало мне отдачей в лоб! Я заплакала, командиру говорю: "Я стрелять больше не буду". А она фронтовичка: "Счас же иди. Будешь". Ну, показала, как правильно. Я опять прицелилась, глаза закрыла, выстрелила и попала в цель. После этого ни разу не промахивалась, но стреляла всегда, закрыв глаза, – смеется Наталья Федотовна. – Меня хотели отправить на фронт, как отличницу, но я не прошла из-за невроза сердца. Куда деваться? В Боровлянку вернулась, еще по дороге меня обворовали.

А тут меня один парень любил сильно. Он пришел с фронта без обеих ног, на протезах. Все смотрел на меня и говорил: "Как ты будешь жить вообще? Тебя ж так и будут все обворовывать, перебирайся ко мне". Он жил с мамой и сестрой. Ну, что мне еще оставалось? Пошли в загс.

Соседи пытались образумить Леонида Крахмалева: "Че ты женишься на этой ленинградке, у нас вон сколько своих девчонок". Он никого не слушал. Любил.

– Детей у нас долго не было, потом ближе к концу войны родилась Нина. Война кончилась, и я уговорила мужа поехать в Ленинград. Там отец, вернувшись с фронта, женился и ушел жить к новой жене, квартиру оставил мне.

Возвращение

Молодые неплохо устроились в Северной столице: в старой квартире уцелела даже мебель. Леонид умудрялся и учиться, и подрабатывать, несмотря на то,что серьезно болел.

– Вот соберемся куда-нибудь, в кино, например, а он валяется и не может встать. Говорит как-то: "Знаешь, а ведь я здесь умру. Давай поедем обратно". Папа меня отговаривал, обещал, что будет помогать с ребенком, но я решила, что дочь нельзя разлучать с отцом. Поэтому бросила квартиру и, ничего не сказав родным, вернулась на Алтай. Здесь родилась вторая дочка. Ее муж назвал Наташей, – продолжает блокадница. – В Боровлянке купили корову, поросят, собаку… Леня просил, чтобы я сидела дома, но у меня же был хороший слух и голос, я знала все современные танцы, поэтому в свободное время вела кружок самодеятельности, все время была на виду. Вскоре мне предложили должность в библиотеке. Конечно, я пошла работать – не буду же я с коровой сидеть всю жизнь!

Младшая дочка у меня с раннего детство плясала, пела и выбражала. Малышкой даже выходила на сцену в детском клубе в роли конферансье. И ведь долго потом еще выступала. Даже ездила поступать в музыкальное училище, но на полпути ее обворовали, она вернулась сердитая и объявила, что вообще теперь никуда учиться не пойдет. Ну, ничего взяли ее потом в лесной техникум без экзаменов даже. Там она и мужа своего будущего встретила. Живут сейчас хорошо, дом у них напротив почты…

А я всю жизнь проработала в самодеятельности. У нас были прекрасные хоры: хор учителей, хор леспромхоза, вокально-инструментальный ансамбль. Наш клуб занимал третье место по краю! В перестройку все развалилось, конечно… Ну, я все вам рассказала?

– Наталья Федотовна, вы не жалеете, что ослушались отца и вернулись в Боровлянку?

– Я уже как-то отвечала на этот вопрос, – она опускает глаза, перебирает фотографии. – Жили мы неплохо. Наверное, если бы я осталась в Ленинграде, то так долго не прожила бы. А здесь я на природе, лес кругом, работала всегда с молодежью, было так весело. Нет, сейчас, конечно, здесь делать нечего, совсем сходить некуда. А когда-то такое было село! Такая была Боровлянка!

Детдомовка

 Нина Андреевна Смирнова. Слайд 3.

Нина Андреевна Смирнова, еще одна, оставшаяся в Троицком районе уроженка Ленинграда, только в этом году получила статус блокадницы. Нина приехала в Боровлянку совсем крошечной, двухлетней, забывшей маму и папу, но помнящей ленинградскую бомбежку.

 В 1943 году ее удочерили, и после каким-то образом она исчезла из списков детей, эвакуированных на Алтай. Справедливость восстановили в суде.

– Я помню первое свое впечатление по приезде – домики все маленькие такие, не как в Ленинграде, – рассказывает она. – Здесь же даже двухэтажных домов тогда не было. Глушь, конечно, такая была… Холодно, кормили плохо, лекарств не было. Как-то я проснулась, а девочки, которая спала со мной, нет. Куда делась? Видать, умерла…

Потом помню детский дом. Все нас мир не брал с местными ребятишками – ох, и не любили они нас.

Нине шел четвертый год, когда в детдом пришла красивая брюнетка. Она подходила ко многим девочкам, а Нине вдруг сказала: "Дочка, я так долго тебя искала!"

– Я поверила с легкостью в то, что она правда моя мама: родную-то я не помнила. Только то, что у нее были длинные темные волосы… Позже, конечно, когда стали жить, я ее начала донимать вопросами: "Мама, почему ты ногти не красишь? Где твое красивое платье?"

Соседские ребятишки обзывали Нину Андреевну детдомовкой.

– Я при них-то не плакала, дома ревела. Гордая шибко была, – смеется она над этим воспоминанием. – Мама утешала, говорила, что врут все, и я ей верила. Долго они с отцом от меня правду скрывали. Может, и правильно. Потом я тайком пробовала родных искать, но безуспешно, естественно! Как? Если я ни имен, ничего не помню. А про Ленинград как вижу сюжет по телевизору, так смотрю. Свои детдомовские справки берегла не для судов, не для исков. Они мне как память о родине. Подтверждение того, что я не из Боровлянки.

Ведущий 2.

- Ребята у нас с вами сегодня на празднике присутствует блокадница Тряпицына Екатерина Михайловна, которую тоже в 1942 году привезли вместе со всеми детьми из Ленинграда. Давайте поприветствуем нашу гостю.

-Екатерина Михайловна ,расскажите, что вы помните о том времени. (рассказ блокаднице)

- Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

-Хотели бы вы вернуться в Ленинград?

- С кем из ленинградцев Вы общаетесь?

Какая ваша мечта?

-Чем вы любите заниматься в свободное время?

-Что бы вы хотели пожелать нашим ребятам, имея столь богатый жизненный опыт?  

Слово предоставляется участнику боев за Ленинград – Ожигину Владимиру Афанасьевичу.

Слайд 4.

Детей блокады везли в детские дома Барнаула, Бийска, в Солонешенский, Алтайский, Троицкий, Крутихинский, Тюменцевский и другие районы. Старожилы говорят: умиравших здесь малышей хоронили наскоро, без надгробий. Не удивительно, что поминать такое не хотелось даже в День Победы.

Только в 2000 году по инициативе Екатерины Березиковой, заведующей Боровлянским филиалом Троицкой межпоселенческой библиотеки, на месте, где предположительно хоронили детей, установили крест. Слайд 5.

 Вслед за этим началась серьезная работа по восстановлению сведений о детях блокады, привезенных в Троицкий район.

          Работа по увековечению памяти о юных блокадниках началась в 2000 году по инициативе жителей Боровлянки. В ходе поисковых работ в архивных документах найдены свидетельства того, что из блокадного Ленинграда  в это село было доставлено около 200 детей в возрасте от 2 до 5 лет.  Многие из них не выжили после продолжительного переезда и перенесенных болезней.  На сельском кладбище похоронено 88 малышей. Всего в Алтайский край тогда вывезли 5 тысяч малышей.

2012 год стал знаменательным годом не только в истории Алтайского края, но и в жизни жителей Троицкого района: в селе Боровлянка открыт памятник детям блокадного Ленинграда.

Памятник детям блокадного Ленинграда построен на народные деньги, их собирали не только жители села, района, было несколько переводов из Санкт-Петербурга, свою лепту внес и Губернатор края Александр Карлин.  В ходе акции «Зажгите свечи в нашу память» было собрано более 450 тыс. рублей.  На сельском кладбище установлен  памятник и мемориальные плиты  с фамилиями умерших блокадников. 

Слайд 6.

19 октября 2012 г.

Вышла в свет книга, посвященная детям-ленинградцам, эвакуированным в село Боровлянка: сборник рассказов, воспоминаний и стихов называется "Зажгите свечи в нашу память".

По словам автора-составителя сборника Валентины Каркавиной , книга рассчитана на школьников. В ее создании приняли участие 34 человека, в том числе семь учителей Боровлянской школы, а также воспитанники детского дома и, конечно, сами эвакуированные - и те, что живут в Троицком районе, и те, что вернулись на родину - в Ленинград.

В книгу вошли не только воспоминания об эвакуации, но также рассказ о битве за Ленинград, воспоминания жителей района об участии в обороне города, стихи. "

Слайд 7.

Вот одно из стихотворений, написанное Камневым Никитой, учеником 7 класс  МБОУ «ТСОШ №1».

 

Мы помним

Я родился в счастливое время,

О войне лишь по книгам узнал.

Как Москву отстояли, как  блокаду прорвали,

Народ выдержал страшный удар.

С сорок первого по сорок пятый

Наши деды сражались в огне,

Свои жизни отдали солдаты

Страшно даже во сне.

И под танки с гранатой бросались,

Ленинград не отдали врагу.

Только их  забывать Мы не смеем

Перед ними мы в вечном долгу.

                                           Камнев Никита 7 класс  МБОУ «ТСОШ №1»

Ведущий.

Глядя в вечный огонь –

Тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

-Давайте почтим память погибших детей-ленинградцев минутой молчания.

(Минута молчания)

_-Екатерина Михайловна, мы хотели бы сказать Вам большое спасибо, за то что Вы приехали к нам на праздник , пожелать Вам здоровья и долгих лет жизни. ( Вручение цветов и памятных подарков).

-А еще бы мне хотелось вручить благодарственное письмо  председателю Совета ветеранов Ленинского района.

-Спасибо Вам большое, что Вы не забываете о нас, приходите к нам.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект мероприятия к 9 мая "Зажгите свечи в нашу память""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 325 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.10.2016 597
    • DOCX 30.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Липова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Липова Татьяна Викторовна
    Липова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83751
    • Всего материалов: 66

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой