- 10.03.2020
- 371
- 2
«Литература – учебник жизни» (обучать, воспитывая).
В настоящее время как никогда перед школой наиболее остро стоит сложная задача нравственной подготовки школьников к жизни. Еще в начале 80-х годов писатель А. Алексин назвал нравственную проблему проблемой века. Наблюдения педагогов показывают, что нынешний ученик, нагруженный избытком технической информации и сориентированный преимущественно на интеллектуальные усилия, труднее проникается переживаниям другого человека. Как же пробудить в нём столь необходимые нравственные ценности? Как донести до учащихся общечеловеческий и актуальный смысл изучаемых в школе произведений? Педагог Н.C. Лейтис в книге “Умственные способности и возраст” утверждает, что, “если на всех уроках, а не только на уроках литературы нравственное воспитание будет вписываться в учебный материал, только тогда мы достигнем желаемого”(1). Речь идет о методе педагогического сотрудничества. С ним соглашается доктор педагогических наук И.Ф. Харлампьев: “Только концентрация совместных педагогических усилий на главном стержневом воспитании личности поможет получить результат”(2). Проведенный методистами анализ учебников за курс 10 и 11 класса показал, что в них содержится более двухсот этических понятий разного уровня: от простейших норм нравственности до основополагающих идей. Дело лишь за тем, чтобы превратить эти этические понятия в средство воспитания. Что же говорить об учителе-словеснике, призванном нравственностью литературы формировать этические устои личности? Ведь главные вопросы, о которых говорит литература,- вопросы вечные: где грань между добром и злом, правдой и ложью. Литература как предмет изучения не набор готовых формул, потому что “своею основной стихией имеет прихотливое море чувства и фантазии с его многообразными оттенками…”(3). Что же мешает нам сделать литературу если не любимым, то хотя бы уважаемым предметом, который оказал бы решающее влияние на нравственное становление подростка?
Необходимо прежде всего суметь донести до учащихся общечеловеческий смысл произведений. Ведь недаром М. Горький назвал литературу “учебником жизни”, а кто-то из современных методистов – «человекоформирующим» уроком. Ученик должен ощущать практическую ценность того, что изучает. Важно предлагать учащимся для обсуждения эпизоды, которые заключают в себе нравственную проблему, создавать такую ситуацию, при которой требуется ее оценка, анализ, предвидение своего поведения, моральный выбор, реализуемый в практическом действии. Так, например, после изучения “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева, вопреки историзму, возможен переход к поэтическим миниатюрам В. Астафьева “Затеси». При обсуждении важно говорить об истоках отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую. Впечатление мини-рассказы производят разное, порой неожиданное, когда дети приводят жизненные примеры и говорят о дефиците человечности взрослых, их невоспитанности. Но пика своего урок достигает после знакомства с рассказом «Записка», повествующего о том, как « из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале»(4). В карман её плюшевой жакетки вложил записку: «На прокорм легка, хоть и объесть может. Но не зловредна». Мини-рассказ, заключающий в себе глубоко нравственную проблему, ставит ученика в такое положение, когда требуется оценка ситуации, предвидение своего поведения и моральный выбор, реализуемый в практическом действии. Ученики соглашаются с прямым авторским назиданием в конце рассказа “… порол бы до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”(5) Приведу пример, когда однажды на уроке во время обсуждения рассказа «Записка» произошло совершенно неожиданное. И для учителя, и для учащихся. В разговор вступил мальчик, который обычно отмалчивался на уроке. “Я не нахожу этот рассказ обжигающим, - начал он, - потому что подобные ситуации встречаются часто».
В классе воцарилась тишина. И ученик, долго подбирая нужные слова, рассказал не менее обжигающую историю о том, как на празднике по случаю дня рождения, он оказался невольным свидетелем следующей сцены: виновник торжества, которому стали надоедать замечания матери сделать потише музыку, просто – напросто перекрыл дверь ее комнаты шваброй, чтобы она не мешала им веселиться. Наверное, нетрудно догадаться, что началось в классе после пересказа учеником этой жуткой истории. Ребята стали обвинять одноклассника в равнодушии и трусости.
«Швабру я увидел, когда уже собирался уходить»,- оправдывался он.
Вопросы сыпались один за другим. В конце концов, не вытерпев такого натиска, мальчик неожиданно встал и вышел из класса. Было понятно: история задела всех, задела глубоко и лично.
Ребята еще долго не могли успокоиться. Говорили все! Что же определило такую активность? Прежде всего, жизненность ситуации. Ученики увидели в рассказе то, что приложимо к жизни каждого человека, а значит, и к их жизни. Итак, жизненность произведения и жизненность подхода к нему – вот главное. Это то, что позволило каждому ученику проникнуться мыслями писателя, соотнести произведение с собственной жизнью.
Урок имел продолжение. Пришла бабушка ученика (мальчик рассказал ей обо всем, что произошло в гостях и на уроке). “Я плакала”, - призналась пожилая женщина. Бесспорно, автор надолго оставил «затеси» в душах юных читателей.
Задача же учителя
– словесника – оставлять «затеси» в душах своих воспитанников.
Приходится слышать иногда от ребят, что литература 19 века так далека от них.
Да, мы много читаем в методической литературе о том, как учить в плане историко-литературном, но крайне скупо разъясняется, как учить в плане осмысления общечеловеческих нравственных проблем. Мы прекрасно расскажем о том, почему роман “Евгений Онегин” – «энциклопедия русской жизни» и сведем проблемы романа к проблеме «лишнего человека» и вообще к проблемам того времени. А если прочесть вместе с ребятами отдельные главы и объяснить, почему Пушкин нам нужен сегодня, чтобы они это ощутили и стали чуточку выше нравственно?
Итак, читая первую главу, обращаем внимание на то, как Пушкин подробно описывает роскошь, окружающую Онегина: “фарфор и бронза”, “духи в граненом хрустале”.
“Но был ли счастлив мой Евгений...”? На свой вопрос Пушкин отвечает: “Нет!”. И мы постараемся, читая роман, понять, почему. Важно, чтобы ученики осознали: не дает человеку счастья жизнь, даже при всем внешнем ее благополучии, если она лишена дела, если она бессмысленна и беззаботна. И для человека, не лишенного ума и сердца, такая жизнь мучительна. И если говорить о романе в целом, то желательно, чтобы ученики увидели неизбежность одиночества эгоиста. Человек, желая быть свободным от всего и от всех, остается один.
А в десятом классе – Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов.
Разве был удовлетворен Андрей Болконский пустой, бессмысленной жизнью, в которой есть “все, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя”; “блестящее положение адъютанта”? Почему князь Андрей уходит из комиссии Сперанского по составлению новых законов? Составлять законы! Быть в самих “верхах”! Разве это не карьера?
- Он понимает, что
эта работа бесполезная. Законы нереальны, оторваны от жизни. Пренебречь
карьерой, положением? А сколько в наше время людей обманывают себя видимостью
важного дела! Многие боятся признаться, что занимаются бюрократической бумажной
ерундой, - отвечают ребята.
А проблема противоречий между поколениями в романе “Отцы и дети”?
Отцы и дети – проблема вечная. Необходимо напомнить о неизбежности этой проблемы. Обратимся к словам Николая Петровича:
- Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я наконец сказал ей, что мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал, что поделать? Пилюля горька – проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю(6).
- “Отцы” не должны быть нетерпимы ко всему новому, должны пытаться понять молодых. “Дети”, отвергая отжившее, не должны отрицать общечеловеческие ценности, на которых держится жизнь”, - приходят к выводу ученики.
“Война и мир”… Кто сильнее Л.Н. Толстого показал античеловеческую сущность войны?
Ни в одном другом произведении семейная жизнь героев не освещена так глубоко и мудро. Мы говорим о поисках смысла жизни Пьера Безухова, но почти не говорим о нем как прекрасном семьянине. Толстой же, описывая человека после долгих и трудных поисков пришедшего к счастью, показывает, что счастье – в гармоничном слиянии общественной деятельности и семейной жизни.
- А счастливы ли графиня Марья Болконская и Николай Ростов? И что значит хорошая семья? – спрашиваю у ребят. И дети находят слова Николая: “Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу”(7).
Графиня Марья, оставшись одна, шепчет: “Никогда, никогда не поверила бы, что можно быть счастливой». Николая восхищало неустанное, вечное душевное напряжение Марьи, имеющее целью только нравственное добро детей. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство,- поясняет Толстой, - то он нашёл бы, что главным основанием его твёрдой, нежной и гордой любви к жене было всегда это чувство удивления перед её душевностью…, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена»(8).
- В настоящем художественном произведении всегда есть какая-то частица ответа на вопрос: как жить? Только ответ дается не в прямых рассуждениях, а в картинах жизни, образах, которые рисует писатель, - подводим совместный итог.
“Какова вообще задача у литературы? Запечатлевать в красках, в словах, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно – благородного”, - писал М. Горький.
«Незнание разницы между обычным сравнением и метафорой, просто поэмой и поэмой в прозе никак не помешает вырасти в Человека. А вот незнание той сцены, где старик Болконский, отправляя на войну единственного сына, прочит ему “опасные”, а не “выгодные” места, и князь Андрей благодарит за то отца, очень даже может сказаться на чьей-то судьбе»(9).
В погоне за литературой в “чистом виде” мы теряем читателя. Конечно, обсудить теорию литературы очень важно, но когда она ведёт к живому сокровенному, когда вырастает в этическую проблему, а не обзор, - гораздо важнее. В программе по литературе разъяснено, что сведения по истории (как и по теории) литературы должны быть не самоцелью, а средством, помогающим решить главную задачу, – воспитательную. Вопросы, касающиеся художественных приемов, уместны, если их осмысление является средством более глубокого постижения героев и смысла произведения. Например, нельзя не прокомментировать пейзажные детали в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”, которые подчеркивают одиночество главной героини, а также те художественные детали, которые помогают лучше понять психологическое состояние Катерины Петровны, острее почувствовать безысходность, одиночество старой женщины.
Ведь только недавно мы с особой остротой осознали, как мало внимания обращали на воспитание у молодежи чуткости, тонкости душевной, умения сопереживать. У известного учителя литературы Е. Ильина читаем: “Было время, когда рассуждал: главное – обучать! Обучать! Воспитание будет. Оно, дескать, вытекает из тех знаний, которые даем. И давал. Все больше и больше, а вытекало – все меньше и меньше. Затем понял: обучение и воспитание как молния на куртке, обе стороны застегиваются одновременно…»(10)
В настоящее время педагогическая наука создает интересный опыт, рождает все новые и новые формы нравственного просвещения, дарит ценные находки. Они ярки, эффективны, но часто нейтральны в воспитательном отношении.
Кто-то из писателей сказал: “Сколько угодно можно говорить о морали, ее значении, но, если слова не будут органически вписываться в жизненную практику читателя, у него не выработается способность и готовность следовать этим нормам и требованиям – то, что мы называем нравственным обликом личности. Жизненная ситуация, жизненный пример должны органически вписываться в школьный предмет”.
«Нужны мостики между книгой и жизнью, книгой и теми, кто читает её, приобщается к ней, - учениками. По этим мостикам идут к нам великие, а мы – к ним за советом, поддержкой и дальше: к знанию тех, кто помог, поддержал»,- пишет Е.Н. Ильин.(11). И невозможно не согласиться с ним.
Безусловно, нравственное воспитание не только сложный, но и длительный процесс. Процесс этот имеет отдаленные результаты, которые определяют жизнь человека уже за порогом школы. А в период активного формирования личности заметны лишь отдельные симптомы отклонений от тех или иных канонов нравственного поведения. Но общая неудовлетворенность состоянием и результатом нравственной подготовки учащихся диктует необходимость творческого поиска для каждого учителя, а учителя – словесника в большей степени.
Дмитриева Л.Р, учитель русского языка и литературы МОБУ «ФТЛ им В. П. Ларионова».
Список литературы.
1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – И., 1999. – с. 337.
2. Харлампьев И. В. Книга для учащихся старших классов. – И., 2000.- с. 21.
3. Кленицкая И.Я. Когда слова диктует чувство: Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1991. – с 65.
4. Астафьев В. П. Печальный детектив: Роман.- Затеси. – М.: Эскимо. – 2006. – с 281.
5. Там же. С. 281.
6. Тургенев И. С. Отцы и дети. М., 1967. – с 124.
7. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 45.
8. Там же. С. 432.
9. Леушева С. И. Наташа Ростова. – В сб.: Л. Н. Толстой в школе. М., 1965. – с. 20.
10. Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М., Просвещение, 1988. – с. 220.
11. Там же. С. 221.
Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Лариса Романовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалучитель русского языка и литературы
Файл будет скачан в формате:
Материал разработан автором:
Елкина Ксения Александровна
педагог-психолог
Воспитание ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи требует особого подхода и терпения. Важно понимать, что каждый ребёнок уникален, и успех в преодолении трудностей зависит от совместных усилий родителей, педагогов и специалистов. В данной памятке собраны ключевые рекомендации, которые помогут родителям создать благоприятные условия для развития речи и улучшения коммуникативных навыков у ребёнка.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Еще материалы по этой теме
Смотреть
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
7 240 728 материалов в базе
Вам будут доступны для скачивания все 218 596 материалов из нашего маркетплейса.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.