Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации в СМИ
Эл. №ФС77-60625 от 20.01.2015
Инфоурок / Русский язык и литература / Другие методич. материалы / Методические рекомендации по проведению открытого интегрированного урока-экскурсии "Виртуальная прогулка по Краснодару"

Методические рекомендации по проведению открытого интегрированного урока-экскурсии "Виртуальная прогулка по Краснодару"

Идёт приём заявок на самые массовые международные олимпиады проекта "Инфоурок"

Для учителей мы подготовили самые привлекательные условия в русскоязычном интернете:

1. Бесплатные наградные документы с указанием данных образовательной Лицензии и Свидeтельства СМИ;
2. Призовой фонд 1.500.000 рублей для самых активных учителей;
3. До 100 рублей за одного ученика остаётся у учителя (при орг.взносе 150 рублей);
4. Бесплатные путёвки в Турцию (на двоих, всё включено) - розыгрыш среди активных учителей;
5. Бесплатная подписка на месяц на видеоуроки от "Инфоурок" - активным учителям;
6. Благодарность учителю будет выслана на адрес руководителя школы.

Подайте заявку на олимпиаду сейчас - https://infourok.ru/konkurs

  • Русский язык и литература

Поделитесь материалом с коллегами:

ГБПОУ КК «Краснодарский торгово-экономический колледж»







Открытый интегрированный урок-экскурсия

по литературе Кубани и английскому языку

по теме:

«Любимый Краснодар

(виртуальная прогулка по Краснодару)»


«The favourite town Krasnodar.

(The Virtual Walk along Krasnodar)»

в группах 1-го курса на базе основного общего образования


hello_html_md99fe8c.jpghello_html_m41d02497.jpg




Подготовили и провели: Беженова И.Н., преподаватель литературы Кубани,

Фоменко Е. А., преподаватель английского языка






Краснодар 2015


План урока

Тема: Любимый город Краснодар. (Виртуальная прогулка по Краснодару).

The favourite town Krasnodar. (The Virtual Walk along Krasnodar).

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: интегрированный урок - экскурсия

(литература Кубани, английский язык, информатика)

Цели занятия:

Образовательные:

  1. познакомить студентов с историей возникновения и развития г. Краснодара (Екатеринодара), с его культурой.

  2. познакомить с творчеством выдающихся кубанских писателей и поэтов

(И. Варавва, В. Лихоносов, В. Подкопаев, В. Бакалдин, В. Бардадым).

  1. развивать коммуникативные навыки аудирования, говорения и перевода как с английского языка на русский, так и с русского на английский язык.

Развивающие:

  1. развивать интерес к самостоятельной исследовательской работе.

  2. совершенствовать устную и письменную речь.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство патриотизма, вызвать интерес к изучению истории и культуры Кубани, воспитывать любовь к родному городу и краю.

  2. воспитывать умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: литература, литература Кубани, английский язык, география, русский язык и культура речи, информатика.

Оборудование урока: мультимедийная установка, выставка фотографий, презентация «Любимый город», песни кубанских авторов о Краснодаре, муз.диски – для звукового оформления конкурс.

Наглядность: выставка книг и фотографий о Краснодаре, открытки с видами Краснодара.

Самостоятельная работа: каждый студент готовит материал для публичного выступления по предложенным заранее темам.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит гимн Кубани и Краснодара. Преподаватели сообщают цели и задачи занятия на русском и английском языках, подчёркивают значимость и актуальность изучаемой темы.

2. Изучение нового материала.

За 3 недели до открытого урока были созданы инициативные группы. каждая группа получила специальное задание: подготовить сообщение об истории различных зданий и сооружений города Краснодара, перевести их на английский язык, подобрать стихи и песни о городе Краснодаре и выучить их наизусть, подобрать материал и выпустить газету о нашем городе, собрать материал к фотовыставке «Любимый город Краснодар», подготовить презентацию о Краснодаре.

Студенты, получившие индивидуальные задания, рассказывают на английском и русском языках об истории основания Екатеринодара, о создании улицы Красной и её памятных мест и достопримечательностей (Белый собор, памятник Екатерине, Пушкинская библиотека, музей им. Фелицына, драмтеатр, памятник 200-летию казачества), читают наизусть отрывки из романа В. Лихоносова «Наш маленький Париж», книги В.Бардадыма «Прогулки по Екатеринодару», стихи В.Подкопаева, В.Бакалдина, С.Хохлова о Краснодаре и ул. Красной, стихи В.В. Маяковского, посвящённые городу Краснодару. Их выступление сопровождается показом мультимедийной презентации о Краснодаре и ул. Красной, которую подготовили сами студенты.

3. Закрепление изучаемого материала и проверка полученных знаний.

Студенты выполняют тестовые задания сначала на русском, а затем на английском языке по истории и культуре Краснодара.

4.Проверка и анализ домашнего задания, подведение итогов занятия.

Ghello_html_m442c165a.jpgood afternoon dear guests & students! We are glad to see you today at our unusual lesson-excursion “The Virtual Walk along Krasnodar”.


Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие студенты. мы рады Вас видеть на нашем необычном уроке – виртуальной экскурсии по нашему городу.

эта форма проведения урока была выбрана неслучайно: такой урок позволит решить стоящие перед нами цели и задачи.


В последнее время в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 в Сочи возрастает интерес к нашему городу и краю и возникает необходимость говорить на английском языке – языке международного значения. Было бы чудесно, если бы любой краснодарец смог показать иностранцу достопримечательности нашего прекрасного города и изъясняться при этом свободно на английском языке. Сегодня во время нашей виртуальной экскурсии по улице Красной мы попробуем это сделать.


krasnodar Region is a subject of the Russian Federation. It is part of the Southern Federal District. The head of the executive branch is the Governor. The representative branch power is the Legislative Assembly of krasnodar Region. The chapter of administration of Krasnodar territory is a Governor Alexander Nikolaevich Tkachev. The administrative capital of the Region is Krasnodar. Щгк






















Краснодарский крайсубъект РФ. Территориально он входит в южный федеральный округ. Глава исполнительной власти – губернатор. Представительный орган власти – Законодательное Собрание Краснодарского края. Избирается всеобщим голосованием на 5 лет и принимает законы Краснодарского края, обязательные для исполнении на его территории. Глава администрации Краснодарского края – Ткачёв А.Н. Административный центр края – город Краснодар. Мэром нашего города является Евланов В.Л.


Any town whose history can be counted in hundreds of years is like a book in which streets are the chapters and houses are the pages. Every building preserves a memory of one event or another, of people both famous and practically unknown. Plutarch said that “life is in the details”. The buildings also remember them, those details without which it would be impossible to imagine the daily life of the people.

Look at the pictures, listen to our speaker and you will see the face of Krasnodar-Ekaterinodar. The face of a town which remembers the past, lives in the present, and is moving toward the future.

hello_html_11ab7312.jpgВсякий город, чья история насчитывает не одну сотню лет, подобен книге, в которой улицы – главы, а дома – страницы. Каждое здание хранит память о том или ином событии, о людях – знаменитых и почти безызвестных. Плутарх говорил когда-то, что «жизнь проявляется в мелочах». О них, тех самых мелочах, без которых невозможно представить повседневную жизнь горожан, - дома тоже помнят.

Вглядитесь в снимки, вслушайтесь в рассказы выступающих, - и Вы увидите лицо Екатеринодара – Краснодара – города, который помнит прошлое, живёт настоящим и устремлён в будущее.


На предыдущем уроке литературы Кубани студенты получили задание написать сочинение – миниатюру «Если бы я был мэром города Краснодара». Преподаватель выставляет оценки, комментирует ошибки, анализирует содержание работ. Студенты делают вывод: чтобы сделать город лучше, не нужно быть мэром, надо просто любить его и заботится о нём. Преподаватель предлагает продумать темы следующих виртуальных и реальных экскурсий по Краснодару. Звучит гимн молодёжи Кубани.


Мы приглашаем Вас посетить город Краснодар столицу Краснодарского края, южный город с многоликим характером, в котором удивительным образом сочетаются национальные кубанские традиции с ритмом современной жизни. Город динамично развивается, становится крупным индустриальным, культурным и деловым центром Юга России. В настоящее время в нем созданы благоприятные условия для инвестирования, развития бизнеса, туризма. А численность населения приближается к миллиону.

Краснодар основан в 1793 году черноморскими казаками. До 1920 года назывался Екатеринодаром.

Краевой центр Кубани привлекает все больше внимания не только соотечественников, но и иностранных туристов, людей дела. И неудивительно, ведь городу есть что предложить своим гостям.

Инфраструктура города охватывает как многочисленные развлекательные центры (кинотеатры, ночные клубы), так и культурные центры (театры, библиотеки, концертные залы, галереи, музеи), а также широкие возможности для провед­ения бизнес-семинаров и конференций.

В городе построен самый крупный выставочный центр на Юге России, который ежегодно проводит крупнейшие выставки и ярмарки, некоторые из которых получили международный статус и пользуются неизменной популярностью. А спортивные комплексы, такие как стадион «Кубань» становятся все более и более востребованными со стороны не только прославленных российских, но и известнейших европейских футбольных клубов и команд в качестве спортивной арены для проведения самых зрелищных встреч.

hello_html_m44777308.jpgБольшая часть административных, культурных и развлекательных центров, гостиниц, ресторанов и клубов сосредоточены на улице Красной и возле нее. Главная центральная улица города была так названа казаками еще в восемнадцатом веке и с тех пор не утратила ни значения, ни названия. Именно с этой улицы следует начать знакомство с городом. Отсюда рукой подать до старой Кубани, на которой расположились лодочная станция и современный аквапарк. Со всех сторон Красную окружают городские парки и тихие зеленые скверы. В выходные дни центральная улица города перекрывается для автомобильного транспорта, превращаясь в пятикилометровый бульвар. Это одно из любимых мест отдыха краснодарцев.

We invite you to visit city Krasnodar - the capital of Krasnodar region, southern city with many-sided character, in which nation­al Kuban traditions in a wonderful way combine with the rythms of contemporary life. The city dynamically develops and it becomes a big industrial, cultural and business centre of the South of Russia. At present time favourable conditions have been created in the city for investment, development of business, tourism and its population approaches to one million people.

Krasnodar was founded in 1793 by the Black Sea Cossacks. Before 1920 year its name was Ekaterinodar.

Kuban's regional centre attracts more and more attention not even of the compatriots, but also of the foreign tourists, business­men. And it's not surprising, because the city has a lot of things to offer for its guests.

The infrastructure of the city covers both numerous entertaining centres (cinemas, night clubs) and cultural centres (theatres, li­braries, concert halls, museums) and also wide possibilities for conducting of the business-seminars and conferences.

The largest exhibition centre in the South of Russia has been constructed in the city, which annually conducts first-rate exhibitions and fairs, some of them have received the international status and enjoy constant popularity. And sports complexes, such as stadium "Kuban" become more and more demanded from the part both of glorified Russian and famous European football clubs and teams as the sports arena for conducting of the most entertainment meetings.

The great part of administrative, cultural and entertaining centres, hotels, restaurants and clubs are concentrated on Krasnaya street and near it. The main street of the city has been named this way as far back as the 18th century and since then it has not lost neither value, nor name. It is necessary to begin acquaintance lo city exactly from this street. From here it's a stone's throw from old Kuban' river, where boating station and contempopary aquapark are situated. From all sides Krasnaya street is surrounded by city parks and quite green public gardens. In the days-off the central street of the city is blocked for motor transport and it turns into 5 km boule­vard. This is one of the favourite places for the inhabitants of Krasnodar.



hello_html_m60221b20.jpg


Первая борозда.



«Русские люди, включая беглых крепостных, селившихся небольшими ватагами, жили на Кубани издавна. Одно за другим в ту далекую пору возникали здесь и поселения донских казаков-некрасовцев — участников Булавинского бунта (1707 г.)

Освоение же Прикубанья Россией началось в конце XVIII века. На постоянное жительство сюда переселили казаков с Дона и Украины, а затем и крестьян. Переселение черноморцев произошло в 1792 году, то есть вскоре после того, как в 1775 году Екатерина Вторая уничтожила Запорожскую Сечь.

Одна группа казаков, следовавшая морем, высадилась на берегу Тамани; вторая, двигаясь сухопутно, перейдя через Буг, Днепр и Дон, подошла к Ейскому укреплению. Застигнутые дурной осенней погодой, переселенцы второй группы зазимовали на Ейской косе в Ханском городке и только весной 1793 года под водительством атамана Чепеги пришли на реку Кубань. На подводах казаки привезли с собой оружие, походную церковь, казачьи регалии, куренные котлы и другие пожитки.

Заселявшийся край был разделен на сорок куреней: где кому жить и вековать — решила беспристрастная жеребьевка. Екатеринодар разместился рядом со старой суворовской крепостью, которая имела естественную и надежную защиту — буйную реку Кубань охватывавшую Карасунский Кут с трех сторон. Вокруг Екатеринодарской крепости казаки насыпали земляной вал, увенчали его сторожевыми вышками и орудиями. С вышек — все Закубанье как на ладони!

Три времени года, особенно весной, в паводок, река неприступно защищала крепость гибким широким поясом. Но зима начинала наводить мосты, и положение крепости ухудшалось: можно было всякий час дня и ночи ожидать нападения горцев... Вокруг бушевали тра­вы, кишели тучи комаров, вечерами оглушали лягушачьи хоры. Именно отсюда — от Карасунского Кута (территория городского сада и крае­вой больницы) — нашими прадедами плугом проведена первая борозда в степь. Так родилась улица Красная.

Все административные войсковые учреждения — канцелярия атамана, архив, суд, острог и четырехклассное училище, вспоминает очевидец , возводились на месте городского сада.

Преподаватель-интеллигент прошлого века (50-е годы) В. Ф. Зоютаренко в знаменитом «Плаче Василия при реке Кубани» обобщал: «Нет приятности в екатеринодарской жизни, сколько в отношении общественных удовольствий, столько наиболее в отношении здоровья...»

Только через 10 лет после присоединения Кавказа к России, в 1874 году, крепость Екатеринодар, потерявшая свое военное значение, получила права губернского города. Постепенно был засыпан Карасун — рассадник малярии, возведены двух- и трехэтажные здания. В небо вознеслись купола кирпичных церквей. Построен водопровод, пущен электрический трамвай. Красная и прилегающие к ней улицы осве­тились электрическими фонарями, остальные — керосиновыми. Мосто­вые были замощены — поначалу кирпичом, а затем «пятигорским» булыжником. В 1906 году сон горожан охраняли сорок «полицейских чинов»...

Тем не менее взыскательный приезжий острил: «Я долго приискивал какое-либо подходящее сравнение для Екатеринодара и наконец придумал, что он больше всего похож на старый, рваный, грязный полушубок, на спине которого нашита полоска из дорогого лионс­кого бархата...»

Но город стоял прочно...

Тому, кто гуляет по вечерней улице Красной теперь, асфальти­рованной, щедро освещенной, с неоновыми фигурными вывесками и иллюминацией, трудно вообразить, что сто лет назад здесь «карасей ловили».

Ныне городские улицы утопают в зелени кленов, лип, катальп, ясеней. Кое-где деревья образуют тенистые тоннели. Даже в июльский зной, когда расплавляется асфальт, на Красной душистая прохлада. Стоит пройти короткому, мимолетному ливню — и запахнет мокрой горькой листвой. Ты переждал дождь под зеленым древесным зонтом, вода стекла с тротуаров, и воздух — чистый, искрящийся — струится в легкие, как радость, как бальзам... Красная всегда полна народу. И с каждым годом хорошеет: растут новые площади, жилые дома, театры.

Идешь со стороны городского парка имени Горького через Красную, минуешь последние рослые деревья — и начинается светлый и чистый бульвар, ведущий к кинотеатру «Аврора». Кинотеатр стоит на том месте, где когда-то был курган с караульным казачьим постом.

Идешь и невольно думаешь о той первой, трудной борозде, которую провел мой прадед в дикой степи на берегу бурной Кубани, создавая город...»

В. Бардадым «Прогулки по Екатеринодару»



Улица Красная.


С той казачьей поры, как в дубовом лесу вырубили просеку, плугом провели первую борозду и наставили тур лучных хаток, вытянулась она за два века на много верст. Всем позволяла она ступать на мостовые. Ходить по ней — вспоминать свою раннюю жизнь. В каком бы углу города ни свили мы себе гнездо, на главной улице Красной скопилось столько неисчислимых наших забот и приятных мгновений. Куда это, с кем мы все шли и шли по ней? кого замечали? кто останавливал нас голосом или рукой? в чьи лица мы влюблялись, от кого отворачивались, с кем долго, до сумерек стояли на углу? кого ждали и не дождались? кого дождались себе на радость или вечное несчастье? какую завет­ную книгу, какой костюм, платье, какую брошь или сувенир там купили? Все это наша жизнь — узкая улица Красная. Когда-то прошли мы по ней в первый раз; когда-то пройдем и в последний. Когда летней порой погаснут окна и ты по Красной, в тишине и оди­ночестве, добираешься домой, вдруг промелькнет теплое чувство к главной улице. Красная! ты забудешь меня, как позабыла тысячи прочих! Я твой незаметный прохожий...

В.Лихоносов «Наш маленький Париж»



hello_html_m14c0657e.jpgВ 1896 году Кубанское казачье войско отпраздновало свой 200-летний юбилей. Название Кубанское войско получило в 1860-м, а до этого его именовали Черноморским.

В 1832 году с состав Черноморского казачьего войска вошёл Хопёрский полк, который ещё в 1696-м принимал участие в Азовском походе Петра I. «По старшинству» славного Хопёрского полка и определили казаки юбилейную дату.

7 мая 1897 года на пересечении улиц Красной и Новой (ныне – ул.им.Будёного) состоялось торжественное открытие памятника в честь 200-летия Кубанского войска. Проект монумента создал областной архитектор В.А.Филиппов. 14-метровый обелиск из закубанского камня соорудили на средства городской казны. Памятник был разрушен в 20-х годах прошлого века и воссоздан в 1999 году.


In 1896 the Kuban Cossack Horde celebrated their 200-th anniversary. They had adopted the designation Kuban in 1860, having been called the Chernomorskoe (Black Sea) Cossack Horde until then.

In 832 the Khoperski regiment, which took part in Peter I’s Azov campaign in 1696, was included in the Black Sea Cossack Horde. The horde determined the date of its anniversary using the “seniority” of the Khoperski regiment.

On 7 May 1897 on the crossroads of Krasnaya and Novaya (today Budennogo) Streets statue was unveiled in honour of the anniversary. Regional architect Vasili Filippov designed the monument, and stone was brought in for the 14 metre obelisk paid for by city funds. It was destroyed in the 1920s and reconstructed in 1999.



Там, где стоит теперь построенное в 1981 году здание гостиницы «Интурист» (ул.Красная, 109), в старину были небольшие дома – в них помещались разного рода торговые заведения. Напротив – на углу Красной и новой – в одноэтажном доме располагался магазин А.В.Текстера, где можно было приобрести стиральную машину в деревянном корпусе, комнатный ледник – прообраз нынешнего холодильника, кухонную плиту и множество других полезных вещей, в числе которых были сельхозмашины. Неподалёку – на улице Бурсаковой (ныне-Красноармейская) – находилась самая крупная в городе паровая вальцовая мельница, принадлежавшая Торговому дому «А.М.Ерошов и сыновья». «Ерошовская» мука пользовалась спросом не только у кубанцев – её отправляли в петербург, Ригу, Рязань и другие города тогдашней Российской империи.

Мельницы давно уж нет, а наискосок от места, где она когда-то стояла, в 1973 году было построено здание Краснодарского драматического театра им. М.Горького (архитектор А.В.Титов). Это – старейший театр Краснодара, имеющий статус академического.



Where the Intourist hotel, built in 1981, stands now (109 Krasnaya Street) there previously were small buildings accommodating different types of trading establishments. Opposite, on the corner of Krasnaya and Novaya (previously called Budennogo) Streets, there was a one storey building of shops owned by Tekster, where you could buy a wooden washing machine, an ice-box (the forerunner of the modern refrigerator) a stove, or a whole range of other useful things including agricultural equipment. Nearby, on Bursakovskaya Street (now Krasnoarmeiskaya) was the largest steam powered roller mill in the town, owned by the Aleksey Eroshov & Sons trading house. Eroshov’s flour was in demand not only in the Kuban, but was distributed to St. Petersburg, Riga, Ryazan and other towns in the Russian Empire.

The mill disappeared long ago, but diagonally opposite its site the Maxim Gorky Krasnodar Drama Theatre was built by architect Alexander Titov in 1973. it is the oldest theatre in Krasnodar to have Academy status.


Во время Великой Отечественной войны многие краснодарские здания сильно пострадали. В послевоенные годы некоторые из полуразрушенных домов были перестроены. Так, двухэтажное здание возведённое в 1896 году для Екатерининского окружного суда, получило третий этаж и новый фасад (Архитектор А.Н.Стельмащук). в обновлённом доме поместился крайком КПСС. В 1956 году перед зданием крайкома установили бронзовый памятник В.И.Ленину.

Сейчас в доме № 3 на улице Красной располагается законодательное собрание края, я на месте памятника в 2007 году появился фонтан.



During the Great Patriotic War many Krasnodar buildings were severely damaged. During the post war period some of them were rebuilt. The two storey building erected in 1896 for the Ekaterinodar District Court was thus given a third floor and a new façade by architect Stelmaschuk, and the Regional Committee of the Communist Party was accommodated there. In 1956 a bronze statue of Lenin was erected in front of the building.

Nowadays this building, at 3 Krasnaya Street, is home to the Executive Committee of the Region, and a fountain has replaced the statue.



Трёхэтажный дом в стиле модерн на ул. Гимназической некогда принадлежал фабриканту Ивану Аваковичу Аведову. В Екатеринодаре у братьев аведовых было два крупных паровых маслобойных завода. Во время Первой мировой войны Аведовы поставляли русской армии мыло и динамитный глицерин.



The three storey Modern style building on Gimnazicheskaya Street once belonged to manufacturer Avedov. Ivan Avakovich and his brother Stepan owned the two largest steam powered oil pressing factories in Ekaterinodar, and during the First World War they were suppliers of soap and dynamic glycerin to the Russian Army.



Рядом с бывшим домом Аведовых находится построенный в 1977 году дом книги (архитектор А.Г.Якименко). В 1978 году стену дома Аведовых, примыкающую к книжному магазину, украсили мозаичным панно работы В.Папко.

До 1977 года на месте Дома книги стояли несколько двух- и трёхэтажных зданий, составлявших единый архитектурный ансамбль. К слову сказать, в начале минувшего века в одном из этих зданий помещались охотно посещавшиеся екатеринодарцами книжный магазин и переплётная мастерская, принадлежавшие П.Т.Галладжианцу.



Next door to the former Avedov home is Dom Knigi (House of Books), built in 1977 by architect Yakimenko. In 1978 the adjoining wall of the Avedov hose was decorated with a mosaic by Valentin Papko.

Until 1977 there were several old two and three storey buildings on the current site of Dom Knigi, making up a single architectural ensemble. In fact, at the beginning of the last century one of these was home to another very popular book shop and bookbinder’s workshop, owned by petr Galladzhiants.



Большинство строений закрытого военного Екатеринодара было одноэтажным. В 1867 году кубанская столица стала «открытым торговым городом». Вместо глинобитных домиков под соломенными и камышовыми крышами на улицах Екатеринодара всё чаще стали появляться капитальные кирпичные дома. Проекты таких зданий утверждались городской управой.

Ещё в царствование императора Александра II новые дома начали возводить на основе типовых фасадов и планов. В период с 1853 по 1856 год были разработаны 24 «образцовых фасада обывательских деревянных домов в 3, 4 и 5 для уездных городов». На Кубани эти дома строили не обязательно из дерева. Сообразуясь с местными условиями, архитекторы вносили в типовые проекты некоторые коррективы.

В конце XIX-начале XX века екатеринодарские зодчие не только использовали готовые проекты одноэтажных домов, но и создавали оригинальные, по которым строились затем частные особняки. В числе этих особняков было немало стильных двух- и трёхэтажных зданий.



Most buildings in closed military Ekaterinodar were of one storey. In 1867 the Kuban capital became an “open trade town”. More frequently the wattle and daub houses with their straw or reed thatched roofs were replaced with large brick edifices. Designs for such houses were approved by the town council.

Even during the reign of Emperor Alexander II new houses were being built with standard facades and layout. From 1853 to 1856 twenty four’ model facades for wooden dwelling houses with 3, 4 or 5 windows for district towns’ were developed. In the Kuban these houses were not necessarily wooden. Understanding local conditions, architects made some corrections to the standards.

At the end of the 19-th and beginning of the 20-th centuries Ecaterinodar’s architects did not only use approved designs for one storey houses, but also drew up original ones from which private properties were then built. These properties included a number of stylish two and three storey buildings.



Едва ли не каждый из старинных домов, обладающих статусом памятника архитектуры, имеет свою историю, неразрывно связанную с культурной историей города. Дом, что числится сейчас под № 50 на ул. им.Орджоникидзе (бывшей базарной), принадлежал когда-то К.Т.Пятковой, вдове екатеринодарского купца. У Пятковой в течение многих лет снимал квартиру Фёдор Акимович Коваленко – основатель Екатеринодарской картинной галереи. Своё собрание картин, гравюр и предметов старины Фёдор Акимович подарил городу. Преемник картинной галереи – Краснодарский художественный музей им.Ф.А.Коваленко – обладает теперь богатейшими коллекциями. Но начало музейному собранию было положено здесь, на Базарной, - в доме Пятковой.



Almost every old building with architectural interest status has its own history, inseparably linked with the cultural history of the town. The building at 50 Ordzhonikidze (former Bazarnaya) Street at one time belonged to Klavdiya Petrovna Pyatkova, widow of an ekaterinodar merchant. Fedor Akimowich Kovalenko, founder of the Ekaterinodar Picture Gallery, rented a flat from her for many years. Kovalenko gave his collection of pictures, engravings and antiques to the city. The successor to his picture gallery is the Krasnodar Kovalenko Art Museum, now the owner of a number of a number of rich collections, but the foundations of the museum’s collection were laid here on Bazarnaya in the Pyatkova House.



15 ноября 1915 года состоялось торжественное освящение здания Екатеринодарской почтово-телеграфной конторы. Автором проекта будущего почтамта стал петербургский архитектор М.Г.Барановский. строительные работы длились более двух лет. Руководили ими два известных кубанских зодчих – областной архитектор Александр Петрович Косякин и Иван Климентьевич Мальгерб. Подрядчиком был Иван Осипович Бекк – Иоганн Йозеф Бекк, уроженец г.Тризенберга (Лихтенштейн), приехавший в Россию в конце XIX века и обосновавшийся в Екатеринодаре.

Горожане искренне радовались: десятилетиями почтово-телеграфная контора ютилась в тесных наёмных помещениях – и вот теперь она обрела, наконец, собственное здание – удобное, просторное, хорошо оборудованное! На первом этаже дома располагался операционный зал, а на остальных – телеграф, столовые для служащих, библиотека и квартиры для почтово-телеграфных чиновников. В здании была даже баня – она находилась в подвальном этаже. Там же помещались архив, котельная и динамо-машина.

Почтамт исправно служил горожанам вплоть до Великой Отечественной войны. В 1943-м здание оказалось полуразрушенным. Однако стены оказались на редкость прочными, так что дом удалось восстановить. Сейчас в старинном здании на углу улиц Рашпилевской и Карасунской по-прежнему находится почтамт. При нём работает музей почтовой связи на Кубани, в котором собрано множество интересных экспонатов, связанных с историей кубанской почтовой службы и жизнью старого Екатеринодара.



On 15 November 1915 the dedication ceremony of the Ekaterinodar Post and Telegraph Office took place. The design of the future post office was done by St. Petersburg architect Baranovski. Construction work took more than two years and supervised by two famous Kuban architects: Regional Architect Kosyakin and Malgerb. The contractor was Bekk, born in the town of Triesenberg in Lichtenstein, who came to Russia at the end of the 19th century and settled in Ekaterinodar.

The citizens were genuinely pleased: for decades the Post and Telegraph Office had huddled in cramped rented premises, and now at last it had its own building, comfortable, spacious and well equipped. The trading hall was on the ground floor, and on the others were the telegraph, a workers’ canteen, a library, and flats for post office and telegraph officials. There was even a baths in the basement, which also housed the archives, boiler and dynamo.

The Post Office provided an exemplary service to citizens’ right up until the Great Patriotic War. In 1943 the building was half destroyed, but the walls and foundations turned out to be uncommonly strong and it was therefore possible to restore it. The Post Office is still in the old building on the corner of Rashpilevskaya and Karasunskaya Streets. It has a Museum of Postal Services in the Kuban, with numerous interesting exhibits about the history of the Kuban postal service and life in old Ekaterinodar.



Своё нынешнее название улица Комсомольская получила в Октябре 1923 года, а до этого она называлась Штабной.

На углу улиц Комсомольской и Красноармейской (бывшей Бурсаковской) стоит привлекательный двухэтажный особняк, в котором размещается Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Кубани. Здание появилось здесь в 90-х годах прошлого века. Этот дом – копия особняка, который в старину принадлежал генералу Никите Ивановичу Вишневецкому, известному екатеринодарскому публицисту, чьи работы были посвящены истории Кубанского казачьего войска. Подлинный дом Вишневецкого стоял неподалёку, но был снесён при строительстве здания Комитета государственной безопасности.

Komsomolskaya Street was given its name in October 1923. before that it was known as Shtabnaya Street.

______________________________________________________________

On the corner of Komsomolskaya and Krasnoarmeiskaya (formerly Bursakovskaya) is an attractive two storey detached house, which houses the Office for Protection, Restoration and Maitenance of Historical and Cultural Treasures (Heritage) of the Kuban. The building was constructed in the 1990s, and is a copy of that which belonged to General Vishnevetski, the famous Ekaterinodar commentator whose works were dedicated to the history of the Kuban Cossack Horde. The original house was sited nearby, but was demolished during construction of the Committee for Public Safety building.



Дом, который значится сейчас под № 13 на Красноармейской, принадлежал известному екатеринодарскому врачу и благотворителю Сергею Дмитриевичу Орлову. Во время Первой мировой войны Орлов организовал в своём особняке лазарет для раненых солдат.



The house at 13 Krasnoarmeiskaya belonged to a famous Ekaterinodar doctor and philanthropist, Orlov. During the First World War Dr.Orlov organised a hospital for wounded soldiers in his house.



В начале минувшего столетия большая часть квартала, образованного улицами Бурсаковской (ныне Красноармейской), Графской (Советская), Борзиковской (Коммунаров) и Крепостной (им.А.С.Пушкина) принадлежала семье Бурсаков. Здесь находились дом атамана Черноморского казачьего войска Фёдора Яковлевича Бурсака, флигель, в котором жили когда-то крепостные, а также конюшни и разнообразные постройки. Был у бурсаков и второй усадебный дом - длинный, одноэтажный, с верандой, обильно украшенной деревянной резьбой. Старожилы утверждали, что именно в нём останавливался И.Е.Репин, посетивший Екатеринодар в 1888 году, когда искал «казачьи типы» для своей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Множество этюдов было сделано Ильёй Ефимовичем в станице Пашковской, куда он ездил из Екатеринодара. сейчас «Запорожцы» и часть «пашковских» этюдов хранятся в Государственном Русском музее.

В 1924 году власти приняли решение застроить всю территорию бывшей бурсаковской усадьбы коллективными домами и назвать их «жилищной коммуной им.В.И.Ленина». Коммуну так и не построили. Впрочем, в 1920-х на территории усадьбы появились семь новых зданий: пять одинаковых двухэтажных кооперативных домов (архитектор И.К.Мальгерб), чьи благоустроенные квартиры в двух этажах едва ли не сразу превратились в коммуналки, и два «коллективных» двухэтажных дома, внешне напоминающих те, что строились в Екатеринодаре на рубеже XIX и XX столетий. все эти дома сохранились (некоторые, правда, подверглись перестройке), а вот второй дом Бурсаков был снесён во второй половине минувшего века.

Немало краснодарцев полагает, что самым старым домом в городе является тот, что числится сейчас под №6 на ул.Красноармейской, имеет статус памятника архитектуры и называется «домом Бурсака».

В Госархиве Краснодарского края хранится документ, датированный 23 февраля 1795 года. Он сообщает о том, что в этот день «бунчуковый товарищ армии секунд-майор» Фёдор Бурсак (будущий атаман) попросил Войсковое правительство «об отводе ему в городе Екатеринодаре для постройки жилого дома и при оном лавок места учинить». В мемуарах адъютанта императора Александра I графа де Рошешуара есть описание торжественных обедов, которые давались в честь новороссийского губернатора герцога Армана де Ришелье и самого де Рошешуара в екатеринодарском доме Бурсака. Был это в 1808 году.

В советское время дом Бурсака превратили в коммуналку. Во второй половине 80-х годов минувшего века в доме уже не было жильцов: коммуналку расселили. В течение нескольких лет старинный одноэтажный домик стоял пустым, а затем его снесли. Тот, что стоит теперь на Красноармейской, - всего лишь реконструкция. Впрочем, она даёт довольно полное представление о том, как выглядело здание лет 150 назад. Любопытное обстоятельство: подлинный атаманский дом имел турлучные стены, которые впоследствии обложили кирпичом.



At the beginning of the last century a large part of the block formed by the streets Bursakovskaya, Grafskaya, Borzikovskaya and Krepostnaya belonged to the Bursak family. The house of Ataman of the Chernomorskoe Cossack Horde, Bursak, was here, as well as housing for serfs, stables and various household facilities. The Bursaks also had a country house, long, one storey, with a verandah, richly decorated with wood carvings. Old timers said that Ilya Repin stayed there when he visited Ekaterinodar in 1888 looking for “Cossack types” for his picture “Zaporozhtsi writing a letter to the Turkish Sultan.” Repin drew many sketches in Pashkovskaya village, traveling there from Ekaterinodar. Today “Zaporozhtsi” and some of the Pashkovskaya sketches are kept in the Russian State Museum.

In 1924 the authorities decided to build collective housing on the whole of the territory of the former Bursak country house and call it “Lenin Housing Commune” but it was never built. However, in 1920s seven new buildings were erected on the estate: five identical two storey cooperative houses (families lived in a separate flat but shared communal kitchens, etc., with residents of other flats) designed by Malgerb, whose well equipped two storey flats were almost immediately converted to communal flats (more than one family sharing a flat); and two “collective” two storey buildings (more than one family in a flat, sharing the kitchen, etc.), externally similar to those built in Ekaterinodar at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. All these buildings have survived (although some were in fact rebuilt), but the Bursaks’ second home was demolished during the second half of the last century.

Many Krasnodar residents say that the oldest building in the town is the Bursak House, No 6 Krasnoarmeiskaya Street, which has architectural interest status.

There is a document dated 23 February 1795 in the state archives of Krasnodar Region. It states that on that day “standard bearer Army Second Major” (a Cossack rank equal to Captain) Fedor Bursak (the future Ataman) made a request to the Military Board “for a grant of a plot in Ekaterinodar to build a house and some small shops”. In his memoirs the Count de Rochechouart, Adjutant to Emperor Alexander I, describes ceremonial dinners given in honour of himself and the Novorossiysk Governor, Duke Armand de Richelieu in the Ekaterinodar home of the Bursaks in 1808.

During the Soviet period the Bursaks house was converted to communal flats. By the late 1980s there was no one living there as the residents had been rehoused. For several years the old one storey house stood empty, and eventually it was demolished. The house of Krasnoarmeiskaya now is only a reconstruction. However, it gives a good impression of what the old building looked like a hundred and fifty years ago. The original house had wattle and daub walls which were later faced with bricks.


В начале XX столетия далеко не у каждого екатеринодарца имелась на подворье своя банька – пусть даже простенькая, топившаяся по-чёрному, без трубы. Казакам-горожанам приходилось мыться в больших деревянных бочках-шаплыках, пока в 1807 году не открылась неподалёку от реки Кубани, на улице Базарной (теперь – ул.им.Орджоникидзе), торговая баня, принадлежавшая госпоже Голубкиной. Эта общественная баня работала более 100 лет. В начале XX века она являла собой деревянное, обложенное кирпичом сооружение. Вода из мыльного отделения стекала под пол, а оттуда – во двор, образуя громадную лужу, что, конечно, никоим образом не соответствовало тогдашним санитарно-гигиеническим нормам. Зато полностью соответствовали им другие екатеринодарские бани – чистые, комфортабельные, размещавшиеся в зданиях, сооружённых хорошими архитекторами. Одним из таких заведений была открытая в 1910 году баня А.М.Виноградского, здание которой по сей день стоит на углу улиц Гимназической и Коммунаров. Правда, ни ванного, ни душевого, ни парильного отделения здесь давно уже нет – в здании бывшей бани помещаются химчистка и прачечная. Интерьеры бани Виноградского не сохранились – по всей вероятности, они были утрачены ещё в начале 1920-х годов.



At the beginning of the 19th century most Ekaterinodar residents did not have a bath on their property, not even a simple one using solid fuel and without plumbing. Cossack citizens had to wash in large wooden tubs until a public baths owned by Mistress Golubkina was opened on Bazarnaya Street near the River Kuban in 1807. this public baths operated for over a hundred years. At the beginning of the 20th century it was a wood structure faced with brick.

From the soaping room the water ran under the floor and from there into the yard, making a huge puddle which of course did not meet the sanitary and hygiene standards of the day. However, other Ekaterinodar baths did meet the standards – they were clean and comfortable, and in buildings designed by good architects. One of these was opened in 1910 by Vinogragski, whose building stands to this day on the corner of Gimnazicheskaya and Kommunarov Streets. True, there have been no baths, nor showers, nor steam facilities here many years. Today the building accommodates a dry cleaner’s and laundry. The Vinogragski interiors have not survived; they had probably already been lost by the early 1920s.



В начале XX века екатеринодарцы возводили не только симпатичные особнячки, но и солидные здания, которые охотно арендовали владельцы магазинов. Двухэтажный дом, чей фасад увенчан фигурой Меркурия (ул.Красная, 69), в старые времена принадлежал братьям Поляковым. Однако домом Поляковых его называли редко. Зато всякий екатеринодарец знал, что здесь помещается магазин братьев Сарантиди – едва ли не лучший в городе музыкальный магазин. В нём продавали рояли, гармони и фисгармонии, ноты, граммофоны и пластинки к ним, а ещё – киноаппараты и всяческие музыкальные устройства – от пианол до музыкальных шкатулок. Последние играли на разные голоса всё что угодно: «Боже, Царя храни», вальсы, польки и русские песни. Хозяева магазина принимали участие в работе Эллинского благотворительного общества, которое имело в Екатеринодаре собственное учебное заведение – эллинское училище.

В первые годы советской власти в «доме с Меркурием» также помещался нотно-музыкальный магазин. Название у него было грозное: «Буревестник». Потом «Буревестник» исчез, а в доме, сменяя друг друга, квартировали различные учреждения и магазины. Сейчас его занимает магазин тканей «Сударушка».



At the beginning of the 20th century Ekaterinodar residents built not just pretty houses but also sturdy buildings in keen demand by shop owners. One two storey house topped by a figure of Mercury (69 Krasnaya Street) in those days belonged to the Polyakov brothers but was rarely referred to as the Polyakov house. Anyone in Ekaterinodar knew that the Sarantidi brothers’ shop, almost the best music shop in town, was here. They sold pianos, accordions, harmoniums, sheet music, gramophones and records, cinematic equipment and all sorts of musical devices from a pianola to musical boxes playing all sorts of things in various keys: God save the King, walzes, polkas and Russian songs. The owners of the shop were members of the Ellinskoe Charitable Society which had its own educational establishment in Ekaterinodar, the Ellinskoe College.

During the first years of the Soviet period a sheet music shop was also to be found in the “building with Mercury”. It had a grandiose name, Burevestnik (stormy petrel), but it disappeared and various organizations and shops rented space in the building, replacing each other regularly. Today it is the fabric shop Sudarushka.



Среди старинных зданий, расположенных в исторической части города, невозможно обнаружить хотя бы одно безликое. Екатеринодарцы украшали фасады своих домов нарядными коваными изделиями, затейливыми лепными орнаментами и даже фигурными рельефами, сюжеты для которых были позаимствованы из литературных произведений - например, из гомеровской «Одиссеи».

Многие екатеринодарские особняки имели когда-то обращённые во двор деревянные веранды. Дворы зачастую походили на небольшие сады: здесь росли яблони, вишни, груши, абрикосы, алыча и, конечно же, пестрели цветами клумбы. В некоторых дворах стояли древние дубы, оставшиеся от дубравы, на месте которой был основан Екатеринодар. Кстати сказать, лепной декор в виде дубовых листьев или ветвей был в городе весьма популярен. Пройдя по старым краснодарским улицам, можно увидеть дома, на чьих фасадах сохранилась такая лепнина. Внимательный наблюдатель непременно заметит, что «лиственные» орнаменты отличаются друг от друга, - принципа «хочу, чтоб было, как у соседа» екатеринодарцы, похоже, не придерживались.



It is impossible to find an uninteresting building among those in the historical part of the city. Ekaterinodar’s people decorated their houses with wrought iron, intricate moulded ornaments and even relief figures whose subject was taken from literary works, for example from Homer’s Odyssey.

Many Ekaterinodar houses at one time had wooden verandahs looking out over their yard. The yards were often small gardens, with apple trees, cherry trees, pear and apricot trees, cherry-plums and of course beautiful flower beds. Some yards had the oak forests on which Ekaterinodar was based. In fact, moulded decorations in the shape of an oak leaf or branch were very popular in the town. Walking along the old Krasnodar streets, you can see houses on whose facades such decorations have survived. At attentive observer will notice that the leaf ornaments differ from one another; it seems that Ekaterinodar’s residents did not follow the principle of “I want it to be like my neighbours have”.



Дом, что числится сейчас под №13 на улице Красной, построил в 1905 году инженер путей сообщения Батырбек Шарданов. Проект здания хозяин создал сам. В советское время подобные дома зачастую считали не заслуживающими внимания: это всего-навсего эклектика – стоит ли о ней говорить. Между тем свободная игра заимствованных из различных источников форм делает такие дома непохожими друг на друга и придаёт им своеобразное очарование, не исчезающее, но усиливающееся с течением лет. Без дома Шарданова улицу Красную просто невозможно представить – равно, как нельзя вообразить Гимназическую без дома купцов Богарсуковых или улицу Коммунаров – без дома купца В.К.Рубежанского!

The house at 13 Krasnaya Street was built in 1905 by the communications engineer Shardanov, who designed the house himself. During Soviet times such houses were frequently considered undeserving of attention: but it’s just eclecticism, is it worth mentioning? Meanwhile, free play with forms borrowed from various sources gave such houses individuality and a particular charm, which did not diminish but rather grew stronger with the passing of the years. It is impossible to imagine Krasnaya Street without the Shardanov house, just as earlier Gimnazicheskaya Street could not be imagined without the Bogarsukov house or Kommunarov Street without the Rubezhanski house.


«Поздравляю. Желаю музею процветания и обогащения. Репин», - такую телеграмму великий русский художник прислал городскому голове Екатеринодара Г.С. Чистякову по случаю открытия Екатеринодарской картинной галереи им. Ф.А. Коваленко, состоявшемуся 11 апреля 1904 года. Пожизненным попечителем галереи стал тот, кто подарил её городу, - екатеринодарский собиратель Фёдор Акимович Коваленко. В 1907 году город арендовал для галереи второй этаж дома Б.Б. Шарданова. В этом же доме в наши дни помещается Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко, который располагает коллекциями, сделавшими бы честь любому крупному европейскому музею: обширное собрание работ мастеров русского авангарда 1910-1920 гг., великолепная коллекция старинных японских гравюр на дереве, выполненных в жанре укиё-э («картины бренного мира»), а также работы известных русских и западноевропейских художников.

my congratulations, I hope the museum will flourish and prosper. Repin.” This is the telegram the great Russian artist sent to the Governor of Ekaterinodar Chistyakov on the opening of the Ekaterinodar Kovalenko Picture Gallery on 11 April 1904. the man who gave the gallery to the town, Fedor Kovalenko, became curator for life. In 1907 the town rented the second storey of the Shardanov house for the gallery and the Krasnodar Kovalenko Art Museum, with its collections which could grace any major European museum, is still located in this building today. In particular, the museum has a wide collection of works by masters of the Russian avant-garde 1910-1920, a magnificent collection of antique Japanese wood carvings of the ukiyo-e genre (pictures of the floating world) and also works by famous Russian and Western artists.



Весной 1887 года окончилось строительство большого железнодорожного моста через Кубань, а 15 июля того же года была введена в эксплуатацию железнодорожная ветка Екатеринодар – Тихорецкая Владикавказской железной дороги. В июне следующего, 1888 года, пошли поезда из Екатеринодара в Новороссийск; в сентябре в кубанскую столицу по железной дороге прибыл император Александр III с семьёй. К тому времени на станции Екатеринодар уже было возведено двухэтажное здание вокзала – нарядное, под красной черепичной крышей. В годы Великой Отечественной войны оно было разрушено, и в 1952году на его месте возвели новое, более крупное и внушительное, но, к сожалению, не слишком удобное для пассажиров. Со временем оно перестало отвечать нуждам станции Краснодар I, и в ходе реконструкции 2000 года к вокзальному зданию были пристроены два крыла.

Сейчас Краснодар имеет четыре железнодорожные станции. в их числе станция Краснодар II, которую пожилые люди до сих пор именуют Черноморской – именно так называли когда-то Кубано-Черноморскую железную дорогу, регулярное движение по которой открылось в сентябре 1916 года.

______________________________________________________________

In the spring of 1887 work on the large railway bridge over the River Kuban was completed, and on 15 June of the same year the Ekaterinodar – Tikhoretskaya Vladikavkazskaya branch line was opened. In June of the following year, 1888, trains started running from Ekaterinodar to Novorossiysk, and in September the Emperor Alexander III traveled by train to Ekaterinodar with the family. But that time the two storey station building had already been completed and looked very elegant with its red tiled roof. During the Second War it was destroyed, and in 1952 a new one, larger and more imposing, but unfortunately not very comfortable for passengers, was built in its place by architect Voloshinov. Over time it ceased to meet the needs of the Krasnodar I railway station, and two new wings were built during reconstruction in 2000.

Nowadays Krasnodar has four railway stations. One of them Krasnodar II which is still called Chernomorskaya by older people, the former name of the Kubano- Chernomorskaya railway which closed in 1916.



Глядя на облицованное глазурованной плиткой трёхэтажное здание бывшей гостиницы «Центральная» (сейчас этот дом, стоящий на углу улиц Красной и Гимназической, занимает Сбербанк России), трудно поверить, что в начале прошлого столетия оно было…приземистым невзрачным строением – настолько невзрачным, что хозяева дома, купцы Карп и Христофор Богарсуковы, сочли его неподходящим для главной улицы города и предложили архитектору А.А.Козлову перестроить непрезентабельное сооружение.

Когда строительные работы ещё не были окончены, корреспондент газеты «Кубанские областные ведомости» с уверенностью сообщил, что гостиница будет «красивейшим в архитектурном отношении зданием». Журналист не ошибся: в 1910 году восхищённым взглядам горожан явилась новая «Центральная», ставшая со временем неотъемлемой частью архитектурного ландшафта исторической части кубанской столицы.

В старину «богарсуковская» гостиница была одним из лучших отелей города, располагавшим 60 комфортабельными номерами и великолепным рестораном, стены которого были украшены живописным панно, выполненным академиком Романом Ивановичем Колесниковым, учеником В.Е.Маковского. нередко ресторанный зал превращался в концертный: на его сцене выступали даже известные скрипачи-виртуозы!

К сожалению, интерьеры «дома с зелёными кирпичиками» не сохранились. Первый его этаж неоднократно подвергался перепланировкам, что, без сомнения, ухудшило внешний вид здания. Тем не менее оно остаётся любимым горожанами, а его изображение в течение вот уже почти ста лет появляются на почтовых открытках.


Старинный двухэтажный дом, что стоит рядом. На улице Гимназической, тоже иногда попадал на открытки. Построенный на рубеже XIX и XX столетий, он стал одним из самых нарядных зданий Екатеринодара. Принадлежало оно тем же хозяевам, что и гостиница «Центральная», - братьям Богарсуковым. Многочисленные помещения дома некогда украшали росписи, выполненные опытными малярами-альфрейщиками. Мраморная лестница, которая ведёт из вестибюля на второй этаж, была изготовлена в мастерской екатеринодарского скульптора К.А.Дитриха.

В годы гражданской войны в доме Богарсуковых помещался штаб Добровольческой армии. В 1961-м в доме разместился Краснодарский историко-археологический музей-заповедник – преемник Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея, основанного в 1879 году кубанским историком, археологом, статистиком и общественным деятелем Евгением Дмитриевичем Фелицыным. В наши дни Краснодарский историко-археологический музей носит имя основателя. Учреждение занимает два дома – бывший дом Богарсуковых и соседний, принадлежавший когда-то купцу Поликарпу Губкину. Музей обладает лучшим в России собранием надкурганных половецких изваяний, а также богатейшими коллекциями скифских, сарматских, меотских и греческих ювелирных изделий, оружия и керамики, обнаруженных археологами на территории Краснодарского края.

1-е Екатеринодарское общество взаимного кредита было основано в 1876 году. В 1990-м это банковское учреждение – старейшее в городе – разместилось в собственном одноэтажном доме, построенном по проекту архитектора В.А. Филиппова. Спустя несколько лет выяснилось, что симпатичный домик в стиле модерн стал для Общества тесен. Дом решили перестроить, дабы значительно увеличить его площадь. Проект нового банковского здания создал гражданский инженер Николай Митрофанович Козо-Полянский, победителем конкурса на лучший проект фасада стал архитектор Михаил Иванович Рыбкин, а автором декоративных панно – член Императорской Академии художеств И.Л. Калмыков. После того как убрали строительные леса, горожане подолгу разглядывали скульптурные фигуры Фортуны и Меркурия, представленные на панно «картины из римской жизни» и лепные головы, украшавшие фасад.

С тех пор прошло более 90 лет, но двухэтажный дом на улице им. Орджоникидзе (бывшей Базарной) по-прежнему вызывает искренне восхищение краснодарцев и гостей города. Во время Второй мировой войны зданию был нанесён значительный ущерб, но в 1949 году оно было восстановлено. Сейчас в нём помещается Главное управление Центрального банка РФ.

Екатеринодарская городская публичная библиотека была учреждена в 1899 году «в ознаменование столетия со дня рождения» великого русского поэта А.С. Пушкина. Торжественное открытие и освящение библиотеки состоялось 29 января 1900 года. В год своего столетия – в 1999-м – Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина располагала богатейшими фондами, содержавшимися более 12 млн. томов. Тогда же, в 1999-м, возле библиотеки установили памятник Пушкину, который посетил Екатеринодар летом 1820 года. «…Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!» – так писал своему брату великий русский поэт.

______________________________________________________________


I saw the banks of the Kuban and the watchful Cossack villages and fell in love with our Cossacks. Always on horseback; always on the alert!” the great Russian poet Alexander Pushkin wrote to his brother while visiting the Kuban in 1920.

The Ekaterinodar City Public Library was established in 1899 to mark the 100th anniversary of the birth of the great Russian poet Alexander Sergeevich Pushkin. The opening ceremony and dedication of the library took place on 29 January 1900. in its own one hundredth anniversary year, 1999, the Pushkin Krasnodar Regional Universal Scientific library was the owner of a huge stock of books, amounting to 12 million volumes. In the same year a statue of Pushkin, who visited Ekaterinodar in 1820, was installed near the library.

______________________________________________________________


В 1853 году в Екатеринодаре началось строительство нового войскового собора, длившиеся почти два десятилетия. Лишь в ноябре 1872-го белостенный храм был освящён и назван именем святого благоверного князя Александра Невского (екатеринодарцы нередко именовали этот храм Белым собором).

Авторами проекта собора, в архитектурном решении которого приёмы классицизма сочетались с чертами византийского стиля, стали екатеринодарцы братья Иван и Елисей Черники. Оба они были казаками, оба получили образование за счёт войсковой казны – окончили Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Старший брат совершенствовался в архитектурном мастерстве в Италии и германии. 3 сентября 1849 года император Николай I утвердил герб города Екатеринодара, созданный Иваном Черником. Войсковой Александро-Невский собор был уничтожен в 1932 году и воссоздан в 2005-м (с некоторыми изменениями). Новый храм возвели не там, где стоял прежний: нынешний Александро-Невский собор стоит в самом начале улицы Красной, а не бывшей Соборной площади (она превращена в сквер).

_________________________________________________________


In 1853 construction began on a new cathedral for the Cossack Horde and continued for almost 20 years. Only in November 1872 was the white walled cathedral consecrated and called Name of the Saint Faithful Prince Alexander Nevski. It was often referred to as the White Cathedral by local people. The architects, who drew up the design for the cathedral, combining the techniques of Classicism with Byzantine features, were brothers Cherniks.

The Alexander Nevski cathedral was destroyed in1932 and constructed in 2005 with a few alterations. The new church is not on the same site as the original.

_________________________________________________________


9 мая (по старому стилю) 1896 года – во время празднования 200-летия Кубанского казачьего войска – состоялась закладка памятника императрице Екатерине II и основателям Екатеринодара. Автора проекта выдающегося русского скульптора Михаила Микешина – к тому времени уже не было в живых.

Все «художественно-архитектурные и технические чертежи» монумента выполнили архитектор Баумгартен и академик скульптуры Эдуардс. За ходом работ наблюдала войсковая строительная комиссия.

Освящение и открытие памятника состоялось 6 мая 1907 года. Торжество приурочили к войсковому кругу и дню рождения императора Николая II. Монумент установили посреди заложенного в 1904 году Екатерининского сквера.

Памятник выглядел величественно. На высоком цоколе из пятигорского известняка покоилось круглое основание, изготовленное из шести пород сердобского гранита. На основании был укреплён трёхгранный гранитный пьедестал, а на нём – бронзовая фигура Екатерины Великой. У ног её из-под золочёной короны ниспадал вдоль пьедестала развёрнутый свиток из белого никеля, содержавший полный текст жалованной грамоты от 30 июня 1792 года (шрифт также сиял золотом). Возле пьедестала стояли бронзовые фигуры князя Григория Потёмкина, первого кошевого атамана Войска верных казаков (будущего Черноморского казачьего войска) Сидора Белого, войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. Под свитком располагалась надпись золочёными буквами: «Императрице Екатерине II в царствование императора Николая II», а ещё ниже на медной доске значилось: «От благодарного и верного казачьего войска 1896 года». На правой и левой сторонах пьедестала размещался перечень главнейших побед войска, а возле южной стороны пьедестала – бронзовые фигуры слепого кобзаря с бандурой (портретное изображение великого украинского поэта Т.Шевченко) и мальчика-поводыря. У ног кобзаря помещался текст песни, сложенной Антоном Головатым. Позади статуи князя Потёмкина располагались скульптурные изображения войсковых регалий, а на цоколе памятника были выбиты имена всех атаманов Кубанского казачьего войска и даты их атаманства. Монумент окружала кованая ограда. В ночные часы он освещался тремя электрическими фонарями, укреплёнными на увенчанных золочёными государственными гербами чугунных канделябрах. Вскоре после открытия памятника екатеринодарцы стали считать его символом кубанской столицы.

В 1920 году, после того как в Екатеринодаре была установлена советская власть, памятник демонтировали, а в 1931-м – отправили в переплавку. Монумент, который украшает Екатериненский сквер сегодня, был воссоздан краснодарским скульптором Аполлоновым и торжественно открыт в сентябре 2006 года.

В.Подкопаев «Пушкин на Кубани»

...взойдет она,

звезда пленительного счастья...

А.С.Пушкин

Уже ушли

во власть преданий

событья лет,

что далеки...

Он ехал берегом Кубани,

глядел на темный бег реки.

Курился шлях

горячей пылью.

Жег плечи августовский зной.

Степной орел,

раскинув крылья,

недвижно вис над головой.

Степь прокаленная,

как бубен,

звенела гулко под конем.

А всадник,

смуглый, белозубый,

светился радостным огнем.

Там,

позади, —

охрана, пушки...

А здесь,

в тиши,—

лишь звон подков.

И полной грудью

дышит Пушкин,

стряхнув

незримый груз оков.

А шлях бежит

то голой степью,

то затеряется в кустах…

И — вот она,

казачья крепость

у Карасунского кута!

Сияет крест

на маковке церквушки,

средь низкорослых

куреней и хат.

И, погрустневший,

смотрит ссыльный Пушкин

на голопузых, грязных казачат.

Сидят старухи,

желтые от корчей.

На улице

пожухлая трава.

Да мошкара.

Да комары — нет мочи!

Да духота —

кружится голова!

За ребрами плетней

прищур оконцев

из-под нависших

камышовых крыш.

И все серо,

как будто скрылось солнце

И мертвая

кладбищенская тишь.

А городу

и тридцати-то нету.

Годами юн,

но как он дряхл и стар!

Нет,

он

ничем

не восхитил поэта, казачий град —

Е-ка-те-ри-но-дар...

Я снова

тем путем иду

по памятным приметам.

Я вижу в городском саду

любимого поэта.

Где встарь

по рытвинам

была

езда не безопасной —

асфальтом улица легла,

машины мчат

по Красной,

Не курени сутулятся —

дома под облака!

И Пушкинская улица,

как звонкая строка!

Над нею —

праздник света.

На ней —

цветов пожар...

Нет,

не забыл поэта

советский Краснодар!

И ветер

песней в уши мне!

И солнце в стекла рам!

И памятью о Пушкине

библиотека-храм!

Там книги

мудрость вечную

прессуют, лист к листу.

Там я воскресным вечером

свои стихи прочту.

Про светлый,

вечно молодой,

великий дар поэта.

Про город мой.

Про край родной.

Как он расцвел

со всей страной под той

счастливою звездой,

что Пушкиным воспета.

* * *

Тонкий месяц льдинкой талой

уплывает в синеву,

в лодке памяти усталой

вдоль былого я плыву.

Притомился,

весла бросил

и, забыв свой давний пыл,

без усилий и без весел

снова там,

где молод был.

...Солнца рябь по тротуару,

по листве,

по Красной всей,

я иду по Краснодару

в царство света и друзей!

Вновь они перед глазами,

и не где-то там во сне,

а, без всяких спросов, сами

поселяются во мне.

Им вольготно,

им не тесно

в утлой лодке вольных дней,

им доподлинно известно,

что без них

не быть мне в ней...



КРАСНОДАР


Слышу в тополях

веселый шорох.

Вижу в бликах солнца тротуар.

Как же ты мне

памятен и дорог,

тополиный город Краснодар!

Ты вдали

мне снился не напрасно.

Я не зря




к тебе стремился вновь.

Здесь когда-то

на весенней Красной

повстречал я

первую любовь.

Здесь учился

и диплом на счастье

получил я в полдень золотой...

А потом служил я в энской части,

А потом вернулся я домой...

И опять я вижу

взгляд любимой,

на родной ступаю тротуар...

Здравствуй, здравствуй,

мой неповторимый,

тополиный город

Краснодар!

hello_html_m6b0a32cf.jpg

hello_html_m1d80cc0c.jpg




hello_html_65386c87.jpg






hello_html_1cdf2f58.jpg


Самые низкие цены на курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации!

Предлагаем учителям воспользоваться 50% скидкой при обучении по программам профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок".

Начало обучения ближайших групп: 18 января и 25 января. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (20% в начале обучения и 80% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru/kursy

Автор
Дата добавления 13.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другие методич. материалы
Просмотров282
Номер материала ДВ-333644
Получить свидетельство о публикации

УЖЕ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ДИПЛОМ

от проекта "Инфоурок" с указанием данных образовательной лицензии, что важно при прохождении аттестации.

Если Вы учитель или воспитатель, то можете прямо сейчас получить документ, подтверждающий Ваши профессиональные компетенции. Выдаваемые дипломы и сертификаты помогут Вам наполнить собственное портфолио и успешно пройти аттестацию.

Список всех тестов можно посмотреть тут - https://infourok.ru/tests

Похожие материалы

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
Специальное предложение
Вверх