Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции
Кунафина Альмира Ишмурзаевна
5 лет назад

УРОКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ…

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем (Конфуций). Мне просто повезло – моими учителями в школе, в училище, а затем и в институте были интересные, незаурядные педагоги. Столько лет прошло, а в памяти всё живут незабываемые уроки этих учителей, уроки мышления, творчества и откровения.

Школа, одноклассники, учителя, уроки, экзамены, последний звонок – давно ли это было? Хотя теперь, по прошествии стольких лет, годы учения в школе представляются для меня не иначе, как сплошное единоборство двух сил: невежества и науки. Смысл изречения: «Ученье – свет, а неученье – тьма» был для многих из нас, охваченных своими возрастными проблемами, как свет далёкой звезды

Но это было тогда, а сейчас, правда, с большим опозданием, во мне заговорило чувство сожаления и раскаяния: «как много было упущено нами!» Много, но не всё. Это «не всё» относится, прежде всего, к урокам физики, истории, литературы. Тянуло к этим предметам по причине особого душевного расположения, и, что самое главное – дисциплины эти преподавали замечательные педагоги: думающие и способные научить мыслить самостоятельно. Среди них учитель литературы Клавдия Павловна Котова. Урок «как основную форму обучения и воспитания» Клавдия Павловна понимала намного шире. Её урок не ограничивался 45 минутами в буквальном смысле слова. Общение продолжалось и после уроков, когда шли споры, бывали «признания» и задавались «внепрограммные» вопросы. А ещё были незабываемые литературные вечера и вдохновенная подготовка к ним!.. О них можно вспоминать бесконечно, но мне хочется рассказать вот о чем.

Помню, было задано сочинение: «Я и Маяковский». А я никак не могла или не хотела понять его творчество… В итоге – сухое, дежурное изложение мыслей, скорее подсмотренных в критической литературе, чем выдуманных самой. На очередном внеклассном занятии Клавдия Павловна поделилась своими мыслями о поэте и почитала вслух его ранние «хулиганские стихи», а затем прочла вот это: «Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?» – стихотворение, явившееся для меня настоящим откровением поэта, и потому ставшее любимым. Тогда-то я и открыла для себя Маяковского не только как «самого лучшего и талантливейшего поэта нашей социалистической эпохи», но в первую очередь как проникновенного, потрясающего лирика, как Человека. Поистине, в общении с учителем открываешь мир.

Лекции по педагогике и психологии у нас в училище читала Надежда Ивановна Карпова. Я слушала и восхищалась, с какой убедительностью говорила она о сложнейших вопросах в воспитании, о проблемах в педагогике.

Спокойно выслушивая наши первые нехитрые ответы, она никогда не позволяла себе ни словом, ни взглядом выразить отрицательное отношение к слабому ответу или вопросу. Поощрялась всякая мысль, при чем инициативная, творческая – больше всех. Надежда Ивановна всегда подчеркивала: «Не надо бояться разнообразия форм, инициатива и творчество - ваши главные козыри. Творчески работающий учитель тем и интересен, что всегда не похож на других». Для меня эта мысль и по сей день критерий в работе педагога.

Первое впечатление в институте о преподавателе истории искусства Людмиле Ивановне Киреевой было, прямо скажу, не восторженное. Невысокая, резковатая, слишком самоуверенная. Понаслышке первокурсники знали, что получить зачет по истории искусства одной зубрежкой – дело гиблое. Можешь выучить все даты, вызубрить фамилии художников, но если ты не ответишь на её вопрос (вопрос особый, с подтекстом, с каверзой), то больше натянутой четверки не получишь.

Перед первым занятием меня охватила робость, если не неприязнь. Но вот началась её лекция... Людмила Ивановна говорила ясно, легко, с тем благородным чувством меры, которое свойственно людям высокой культуры. После лекции, когда она выходила из аудитории, я невольно засмотрелась на неё: аккуратная, лёгкая она шагала уверенно и энергично. Так шагают люди, у которых дел невпроворот и которые точно знают, что им в жизни предстоит. Из лекций Людмилы Ивановны я поняла, что есть такая методика в педагогике как «интеллигентность и мудрость».

Пора ученичества не окончилась и после вуза. Каждый день работы в школе – бесконечное многообразие встреч, разговоров с коллегами, учениками, родителями, множество действий и поступков, мыслей и чувств. Тут уж уроки преподает тебе сама жизнь, а она порой бывает безжалостна. Трудность в первые годы учительской работы, наверное, не в подготовке уроков бессонными ночами, не в бесконечной проверке рисунков, тетрадей, чертежей, не в преодолении насмешливости старшеклассников над новенькой учительницей и даже не в том, как тебе обустроить кабинет, а в отчаянии. Отчаянии бескрайнем, неодолимом, когда все валится из рук, когда урок за уроком неудачи, когда неоправданно вспыхивают конфликты с кем-нибудь из учеников, а чаще с самими собой, когда тебя охватывает такое недовольство, что бежать хочется куда глаза глядят. Как-то, в очередной раз, выслушивая, мои педагогические откровения, завуч сказала: «научись получать удовольствие от работы. Иначе невозможно». И это была правда.

О таинстве общения учителей с учениками статей не пишут, диссертаций не защищают, и научить ему с помощью методичек и инструкций невозможно. Дело здесь, кроме, понятно, искры божьей, в знании, в опыте, который приобретаешь не только в процессе своей работы, но и в живом общении с людьми, чей опыт в педагогической жизни прошел через поражения, неудачи и победы. Такие Учителя есть, и нужно у них учиться

Уроки продолжаются…

Поделиться:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.