Зайцев Дмитрий Станиславович
1 год назад

Эссе "Я учитель"

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«ПЕДАГОГ ГОДА ЮГРЫ – 2019»

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАЙЦЕВ Д.С.

ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В.С. Высоцкий

Каждому возрасту положен свой напиток и свой разговор. Так естественно, как младенец, питаясь грудным молоком, звуками выражает свои настроения и желания, после «надцати» лет уроков оглянуться на пройденную дорогу, чтобы начать неторопливую беседу. Если учитель – это профессия, то почему дома и в отпуске продолжаешь думать и вести себя как учитель? В определенном смысле учитель - проводник к эстетическим и нравственным ценностям, но чей проводник: авторов учебника, учеников? Как можно всех учеников привести к одним ценностям?

Любой из этих вопросов мог бы поставить в тупик: ответ понравится не более, чем одному, сколько людей – столько и мнений, зачем же отвечать? Но сама беседа творит чудеса: мысль, бегущая за жизнью, старается ей соответствовать, заполняя интеллектуальный ландшафт полусерьёзными замечаниями, неочевидными выводами, спорными примерами ради одной цели – ответить, как минимум себе, что есть такое «Я – учитель»?

Лучшая форма для неторопливой беседы – эссе. Оно убегает от законченных выводов, как будто автор опасается прекратить разговор, не знает, что сейчас сказать, и потому говорит, что угодно. Оно объединяет личное, искреннее, ироничное, непоследовательное с достоверным, глубоким и всемирным. Эссе ищет выход в выводах и находит ихв авторской истории.

Откуда берутся люди, чья жизнь и деяния у потомков вызывают уважение (иногда переходящее в памятники)? Может быть, в их жизни были учителя, преодолевшие узость представлений своего времени, видевшие в каждом не послушного исполнителя, но творца, личность. Так А.С. Пушкин признаёт заслуги своего наставника по лицею Александра Петровича Куницына: «Он создал нас, он воспитал наш пламень». А исследователь творчества поэта Ю.М. Лотман тепло отзывается о своём школьном учителе литературы Ефиме Григорьевиче Эткинде, пробудившего у него интерес к литературе.

Вспоминать своих учителей полезно: мало узнавая конкретные темы, ярко в памяти остаётся образ отношений, доверительных бесед. Хорошо помню свою первую учительница Галину Ивановну Зуморину,её манеру проведения уроков, терпеливую и настойчивую интонацию, с которой она объясняла сложные темы. Конечно, особенно значимы для меня филологи моей школы Тамара Ивановна Енбаева и Галина Васильевна Кузнецова, заложившие основы моего обращения со словом.Сейчас уже кажется, что главным в отношениях учителя и ученика являются не знания, которые якобы один передаёт другому, а появление особого тепла доверия и понимания, когда не учишься на уроке из-за оценки, а занимаешься интересным делом в школе и дома. Это возможно, если в учителе есть особые качества. В этом смысле для меня на первом месте доброта, она основа учительства.

Какой урок хороший и кому это решать? «Мы родом из детства» (А. де Сент-Экзюпери). Детские впечатления очень сильные, они дают ключи для будущего роста. Но к школьным годам от возраста «почемучек» не осталось и следа и ребенок быстро привыкает к рутинным действиям: записать тему, услышать вопрос, дать ответ, выполнить письменное задание. Где здесь человек?

Если урок для всех и для каждого, значит, потенциально он может удивить фактом, экспериментом, мыслью, а удивление может привести к личному открытию.Готовит такое открытие учитель, но его действия меньше всего похожи на подготовку волшебников из школы Хогвартс. Профессионализм учителя не в особом оборудовании и изощренныхприёмах, а в фундаментальных знаниях и глубоком понимании своего предмета. Именно личное освоение учителем предметной области создаёт условия для открытий его учеников. В «Общих замечаниях для учителя» Л.Н. Толстой оформил это крылатой фразой: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».

Избыток информации в современном мире уравнял учебник с другими источниками информации. Для того, чтобы ученик поверил учебнику и понял его, нужен учитель. Только с его помощью непонятные слова и поступки героев оживут, станут актуальными. Будучи ничего не должным, ученик интересуется тем, что понимает. Зачем ему знать про неудачный поход Игоря Святославича, князя Новгород-Северского? Или почему в одических строчках «Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать» почти все слова непонятные? Вот тут необходимо, в первую очередь, знание учителем жанровой системы древнерусской литературы и одического канона. Квалифицированный комментарий учителя к произведению поможет представить учебный материал более понятным, а искусствообъяснения и обаяния «осовременит» проблематику учебной задачи.

Но этого мало. Мы сегодня заинтересованы в том, чтобы не «выдать» информацию, но организовать ситуацию учебного разговора, желательно непрекращаемого. Разговор учителя и ученика на равных, когда одному интересно открытие другого. Разговор нео том, что «хотел показать автор», а о том, как он это сделал. Однако дефицит понимания приводит к молчанию на уроках, к привычке выполнять только письменные задания (особенно тестового типа). М.М. Бахтин точно подметил специфику всех гуманитарных наук, определив её как «мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах». Пагубная культура молчания разрушает урок литературы изнутри, а учитель должен стремиться к разговору, где главной скрипкой станет ученик.

Откуда же берутся эти учительские таланты: всё время узнавать новое, красиво и просто говорить, понятно объяснять сложное?Только если живёшь своим предметом. Не представляю ситуации, когда «рабочие» привычки читать, грамотно писать и говорить остаются на работе. Может это и плохо, что они всегда с тобой, но назовём это издержками профессии. Овладение профессией учителя незаметно переходит в овладение собой, когда воспитываешь и переделываешьсебя в угоду поставленной цели – хорошо учить. Надеюсь, что мой классный руководитель и учитель математики Нина Тихоновна Лопаткина, честно выполняя свою работу, что-то определенно передала и мне. В этом смысле воспитание – мать обучения.

В каждой профессии есть результат. Какой результат в профессии учителя? Для ученика и его родителей это, скорее всего, оценки, балл на экзамене, аттестат. А для учителя? Для меня очевидно, что на уроках литературы важно воспитывать квалифицированного читателя, которому интересно погружаться в мир автора, мысленно говорить с ним. Стать таким читателем непросто: прежде всего, нужно читать книги, также необходимо минимально овладеть особым языком (литературоведческим), знать, как устроен любой художественный текст.Благодарностью за эти умения станет открытие нового мира, обретение главной книги своей жизни, будущего своего путеводителя.

Но как измеритьэтот результат? В прочитанных книгах, устных ответах, написанных сочинениях, выполненных проектах? И в этом тоже. Да, тот результат, которого мы на самом деле хотим достичь, он отложен. Мы, скорее всего, можем не увидеть его к окончанию школы, но он обязательно проявит себя. В том, как человек говорит и поступает, чему посвящает себя. И результат этот оценит общество. У нас благородная и благодарная профессия – воспитывать Человека.

Конечно же, если у основного инструмента моей работы филологом – художественного слова – есть подтекст, то такой подтекст есть и у профессии. До урока, во время урока, после урока учителю всегда остаются вопросы. О чём и как сегодня говорить? Кому задать этот вопрос? Как убедить прочитать произведение? Что делать, если не смогут хорошо выполнить задание? Получился урок или нет? Количество и острота вопросов самому себе граничат с самоедством, но выход подсказывают книги: как правило, они заканчиваются точкой, а значит, ответы на вопросы есть.

Хотите здоровой улыбки и простого совершенства? Тогда вам к Пушкину. Легко ранимы и вам нужна толстая кожа защиты? Тогда это Лермонтов. Хотите проверить, есть ли еще порох в пороховницах? Угадали, открываем Гоголя. Вам не встается с дивана и ничего не делается? Не корите себя, а ступайте к Гончарову. Сомневаетесь, есть ли особенный взгляд или нет? Ответ ищите у Тургенева.Как подняться, если упали в своих глазах? Срочно к Достоевскому. Не знаете, что объединяет людей? Спросите у Толстого. Вы «забронзовели»и опять хотите в Париж? Вам хватит одной порции Чехова. Ни во что не верите? Обращайтесь к Булгакову.

Беречь и почитать книги. Внимать слову. Служить слову. «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос» (И.А.Бродский).

Люблю в одиночестве бродить по берегу Оби и вести мысленный разговор. Замечательная это привычка: задавать вопросы. Хотя бы еще лет «надцать».

Поделиться:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.