Инфоурок Сайты учителей Башкирова Ольга Николаевна Блог Материалы к проекту "Бессмертный полк"
Башкирова Ольга Николаевна
7 лет назад

Материалы к проекту "Бессмертный полк"

НАВЕКИ ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ…

Посвящается моему дяде АЛЕКСЕЮ ВАЖЕНИНУ.

Он жил, не думая о славе, Простой сибирский скромный паренек… Война пришла - он отчий дом оставил, А по-другому поступить не мог… Сурово шли на запад эшелоны, Дождем октябрь их провожал, скорбя… Суров был взгляд мальчишек без погонов, Шагнут в войну за жизнь и за тебя! Алеша был не просто воин, Он бил врага как лыжник-сибиряк – В одном из тех особых батальонов, Которых враг боялся как огня. Он прожил, Боже, только двадцать… Мечтал, учился, грезил о любви… Но путь короткий, путь солдатский Пришлось пройти, чтоб Родину спасти. Солдат советский – было нужно - За дело правое пошел на бой, Отвага, смелость – главное оружье! Мы славим всех, кто жертвовал собой! ЛЮДМИЛА ШЕВЕЛЕВА

Важенин Алексей Степанович родился 14 марта 1922 года в деревне Иска Ярковского р-на Тюменской обл. в многодетной семье, в которой было 10 детей. О нем я узнал от своей прабабушки – его родной сестры Важениной Капитолины Степановны. Родители Алексея были простыми людьми - отец Важенин Степан работал конюхом, мать Наталья пекла хлеб для рабочей артели (последние 10 лет своей жизни она была слепа и говорила :«Это я от печки ослепла, когда хлеб пекла».) Сам Алексей рос добрым и отзывчивым мальчиком, он любил с радостью говорить маме : «Мама, а Алексей ведь - человек Божий». ( Он был назван в честь Алексея – человека Божия, память 30 марта). В юности Алексей был хорошим лыжником и в начале войны его в составе группы таких же ребят-лыжников отправили на фронт.

Служил Алексей в 229-ом особом лыжном батальоне на Северо-Западном фронте в составе 23-ей стрелковой дивизии 3-ей Ударной армии.В годы Великой Отечественной войны на Северо-Западном фронте было немало сибиряков-тюменцев, освобождавших Новгородскую землю от немецко-фашистских захватчиков. Согласно записям в областной Книге памяти, зимой 1942-43гг. при уничтожении противника, находящегося в «демянском котле», погибло 85 ярковчан, среди них был и Важенин Алексей. Он навечно упокоился в братском захоронении с.МолвотицыМаревского р-на Новгородской (в то время Ленинградской) области.

Из воспоминаний его сослуживца Петра Смиренко: «Память о моем лыжном батальоне, одном из специальных формирований первого периода войны, и о наших боевых рейдах осталась навсегда. Нам противостояла крупная, хорошо технически оснащенная демьянская группировка противника. Боевые действия происходили в лесисто-болотистой местности. Трудности их ведения усугублялись сложными зимними условиями. Среднесуточная минусовая температура достигала 35-40 градусов, высота снежного покрова- 40 и более сантиметров. Задача советских частей состояла в сдерживании и истреблении превосходящих сил немцев. Бои шли беспрерывно, счет потерям с обеих сторон исчисляли тысячами убитых и раненых, но за нами стояла Мать-Родина, и мы бились отчаянно: днем - в окопах, ночью - нередко в лыжных рейдах по тылам отлично вооруженного врага. И это невзирая на то, что мы в ту пору ощущали нехватку снаряжения. В книге воспоминаний полковник Василий Славнов написал: «Рейды были стремительны и внезапны. Гитлеровцы… не знали ни часу покоя, они панически боялись лыжников и не случайно прозвали их «белой смертью».В одной из боевых операций в разгар зимы 1942 года близ села Молвотицы меня тяжело ранило в обе ноги. Пролежав несколько часов в снегу и потеряв много крови, я уже не надеялся, что выживу. Однако повезло. Ночью меня доставили в лодке-волокуше в медсанбат мои земляки Алексей Важенин из деревни Иска Ярковского района и Феоктист Фоминых из г. Называевска Омской области. По пути в тыл мы дважды сталкивались во тьме с возвращавшимися из вылазки немецкими разведчиками. К счастью, все обошлось благополучно. Находясь на излечении, с грустью узнал, что один из моих спасителей – Важенин - геройски погиб в одном из боев при освобождении д.ОжеедыМолвотицкого района. Это случилось через 4 дня после моего спасения. Вечная благодарность тебе, Алеша.

Светлая память о ярковчанах, сложивших свои головы при изгнании ненавистного врага с древнерусской земли Великого Новгорода, никогда не покинет нас. На Руси всегда помнили тех, кто положил на алтарь Отечества самое дорогое – жизнь. Более того, павшие на ратном поле считались святыми людьми».

Алексею тогда было 20 лет.

Поделиться:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.