версия для слабовидящих
Инфоурок Новости Психология и педагогика Счастливая школа Саммерхилл
Смотреть все новости Счастливая школа Саммерхилл
Психология и педагогика

Счастливая школа Саммерхилл

1740 0 15.05.2018 Время чтения: ≈ 14 минут
Поделиться статьей:
«Нет трудных детей, есть только трудные родители. Лучше сказать, что существует просто трудное человечество» - вот, пожалуй, исчерпывающее резюме преподавательской деятельности одного из самых смелых новаторов школьного образования 20-го века - Александра Сазерленда Нилла, основателя первой в мире демократической школы.

В начале прошлого века англичанин Александр Нилл был обычным учителем в местной школе. Поступив в 1912 году в Эдинбургский университет и получив учёную степень, Нилл обратил внимание на набиравшую всё большую популярность психологию. На его деятельность оказали большое влияние Мария Монтессори, Вильгельм Райх и Зигмунд Фрейд. И это как раз ключ к пониманию всей его философии, потому что со дня основания своей собственной школы он относился к обучению как к терапии. Терапии от несчастливого детства.

Как Нилл сам не раз признавался, он хотел создать не просто школу, а самое честное место на земле, ведь совершенно справедливо, что дети стремятся быть похожими на авторитетных взрослых. «Как можно вырастить честных и искренних учеников, если взрослые постоянно им лгут?» - задает вопрос Нилл. Поэтому Саммерхилл, основанная в 1921 году, вот уж почти сто лет является примером настоящего равенства, выраженного в нескольких главных чертах:

- самоуправление для учащихся и для персонала;

- свобода ходить или не ходить на уроки;

- свобода играть целыми днями, если требуется - неделями и годами);

- свобода от навязывания какой-либо идеологии.

Итак, Саммерхилл - первая в мире самоуправляющаяся школа, по форме - демократическая. Абсолютно все вопросы, связанные с социальной жизнью, включая санкции за нарушения установленных правил или систему поощрений, решаются голосованиями на общих еженедельных собраниях. Все присутствующие на собрании вне зависимости от возраста и статуса - ученик, педагог, повариха или директор - имеют по одному голосу. Кажется, что это дико: голос семилетнего ребенка так же ценен, как и голос основателя школы. Александр Нилл вспоминал, как это самоуправление очень часто осложняло жизнь персоналу. Строгая дисциплина - самый простой путь для взрослого обеспечить себе тишину и спокойствие. Но, как правило, такая армейская выучка это всегда результат страха: ребенок боится, что его накажут, поэтому ведет себя так, как хотят взрослые. Саммерхилл же говорит о том, что дети склонны сами следовать правилам и следить за их исполнением тогда, когда эти правила разумны и основаны не на страхе наказания, а на всеобщей пользе. Часто бывает так, что какое-то полезное для учителей правило проваливается на общем голосовании, потому что дети не хотят его исполнять.

Еще один важный аспект самоуправления: если ребенок нарушил правило или, например, украл что-то у одноклассника, на общем собрании всегда судят не его, а его поступок. Нет никаких поучений и проповедей о нравственности. Есть поступок и есть санкции. Но система штрафов не единая, а для каждого случая дети сами назначают наказание. Это может быть отстранение от учёбы на несколько дней, запрет на пользование игрушками или лишение карманных денег. Провинившийся ученик может обжаловать свой «приговор», так что обсуждение и выяснение обстоятельств может занять не один день. Александр Нилл старательно фиксировал такие случаи и изучал их с точки зрения психологии. Он пришёл к интересному выводу, что в детях очень обострено чувство справедливости, и, если сознательно учить их сопереживанию и эмпатии, то вся система управления становится чуткой и действенной. Например, однажды Джек взял педали с велосипеда Джима, потому что у него сломались его собственные, а он хотел в выходные покататься вместе с другими ребятами. После тщательного рассмотрения этого дела собрание решает, что Джек должен вернуть педали и что ему запрещается ехать со всеми на эту прогулку. Когда председатель задаёт вопрос «есть ли возражения?», Джек в расстроенных чувствах кричит, что это несправедливо, ведь никто в жизни не видел, чтобы Джим ездил на своём велосипеде - велосипед уже сколько дней валяется в кустах! Он соглашается вернуть педали, но с запретом на поездку не согласен. Далее дискуссия разворачивается снова. Выясняется, что Джеку уже давно родители не присылали карманных денег и у него нет ни гроша на расходы и починку велосипеда. Тогда собрание отменяет свой «приговор», и все вместе думают, чем они могут помочь. В итоге, школьные друзья помогают Джеку починить велосипед, и он счастливый всё-таки едет в поездку.

Такая система приучает детей к критическому мышлению, выяснению первопричины, а не линчеванию. Благодарный Джек больше не возьмёт без спроса чью-либо вещь, ведь он знает, что может получить помощь и не нарушая правил. Это убивает страх перед наказанием, но увеличивает ценность каждого поступка и, в свою очередь, ответственность за него.

При этом, система самоуправления совсем не бюрократична, потому что у детей нет имущественных интересов или неприкосновенности при исполнении обязанностей. Пост председателя собрания передается так же, как и дежурство по коридорам, абсолютно добровольно, и дети сменяют друг друга, когда захотят. Еще во времена Нилла был случай, когда дети сговорились и сами распустили самоуправление. Тогда директор объявил в школе диктатуру в отсутствие правительства и начал действовать без оглядки на нужды детей. Буквально за несколько дней дети вернулись к своим обязанностям.

Самоуправление очень ценно, потому что посредством него дети приобретают широту взгляда на мир, учатся спокойно и без нервотрёпки брать на себя ответственность, чем не могут похвастаться и некоторые взрослые. И самое интересное, дети учатся сопереживать и быть вовлеченным не только в свои проблемы, но и в проблемы общественности.

Самоуправление очень ценно, потому что посредством него дети приобретают широту взгляда на мир, учатся спокойно и без нервотрёпки брать на себя ответственность, чем не могут похвастаться и некоторые взрослые.

Если с самоуправлением всё более или менее ясно, то что же со свободным посещением? Расписание в Саммерхилле есть только для учителей, а посещать или не посещать их уроки дети вольны выбирать сами. Основатель школы считал, что система, которая заставляет детей, активных по своей природе, целыми днями сидеть за партами, изучая предметы, которые им не интересны, - плохая система, которая стремится привести детей не к полноценной жизни, а к послушанию. В Саммерхилле ученики могут годами игнорировать занятия, если пожелают. Как правило, дети, которые поступили в демократическое учебное заведение в дошкольном возрасте, ходят на уроки с самого начала пребывания, но вот дети, поучившиеся прежде в общеобразовательных школах, сразу же заявляют, что больше никогда в жизни не пойдут на эти дурацкие уроки. Это может продолжаться несколько месяцев, реже - год или больше. Александр Нилл заметил, что время возвращения жажды знаний практически прямо пропорционально ненависти, порождённой предыдущей школой. Но так или иначе дети возвращаются к обучению тогда, когда привыкнут к тому, что больше их никто не будет заставлять подчиняться. Конечно, здесь тоже не всё так просто, ведь уроки не индивидуальные. Например, если один ребенок посещает какие-либо уроки через раз, то естественно на объяснения пропущенного материала учитель будет тратить немного больше времени, и тогда весь класс будет возмущаться, что прогульщик не даёт им учиться, и на собрании ему могут вообще запретить посещать эти занятия. А запрет на посещение занятий, как правило, очень расстраивает детей, если занятия им действительно интересны.

Сами учебные планы практически не отличаются от обычных школ, зато подбор педагогов гораздо более строгий. Директор школы тщательно следит за тем, чтобы учителя действительно разделяли демократические настроения руководства. Для этого существуют так называемые «периоды адаптации» для новых учителей, позволяющие им в течение пары лет погрузиться в атмосферу необычной школы и решить, хотят они тут работать или нет. Часто практически отсутствуют субординация, и к педагогам и даже директору ученики могут обращаться по имени. Многие посетители отмечали тот факт, что иногда даже сложно отличить учеников от педагогического состава. Но благо школа небольшая - всего около 80 учеников, поэтому личность здесь ценится гораздо выше, чем в обычных школах.

Дети учатся три семестра, примерно по 10 недель каждый. Всё остальное время - каникулы. В школу можно прийти практически в любом возрасте, предварительно пройдя собеседование. Уроки в классах начинаются обычно с 10 лет. Выпускаются из школы, как правило, в 18 лет. В школе организовано пространство, где дети спокойно могут заниматься уроками или подойти с вопросами к учителю. Кабинет директора практически всегда открыт, и любой ученик может прийти к нему с личным вопросом, если он не хочет выносить его на общем собрании. Вообще в прошлом веке Александр Нилл проводил личные уроки со многими, особенно новенькими учениками, что-то очень похожее на сеансы психотерапии. Ведь, как правило, в необычную школу родители приводили своих детей тогда, когда уже совсем отчаялись получить традиционного обучение. Так что изначально Саммерхилл невольно стала школой для трудных детей - воров, разрушителей, бунтарей и задир. Детей, которых родители хотели «вылечить» от непослушания. Но прямо с порога директор объявлял им, что трудный ребенок - несчастливый ребенок, который находится в состоянии войны с самим собой и из-за этого и со всем миром. Родителям давно пора понять, что нельзя излечить ребенка от желания стучать в громкий барабан, можно только излечить несчастливость. Александр Нилл пытался «лечить» таких детей психоанализом, но спустя несколько лет практики обнаружил, что те, кто отказывался посещать аналитические сеансы, тоже излечивались. Так основатель школы пришёл к выводу, что от несчастливости на самом деле излечивала свобода, а не психоанализ.

Хотя, конечно, Саммерхилл не панацея. В истории школы, естественно, бывали случаи, когда детей приходилось исключать, но это всегда были особо тяжёлые бунтари, содержание которых подрывало всю социальную жизнь Саммерхилл. Директор Нилл с горечью упоминает о таких детях как о личном поражении.  

Да и вообще, минусов у школы достаточно.

Во-первых, самый главный недостаток, который выявил еще сам основатель - очень дорогое обучение. Сегодня обучение в школе обойдётся родителям в сумму от 8000 до 16000 фунтов стерлингов. Создать настолько комфортные условия дешевле просто не получится, ведь дети не только учатся там, но и живут.

Во-вторых, все исследования, которые проводились психологом Ниллом в рамках Саммерхилла, нельзя считать стопроцентно достоверными как раз потому, что социальный статус родителей и их финансовое положение, как правило, ощутимо выше среднего класса, а значит большая часть социума остаётся неисследованной и есть вероятность, что дети из менее благополучных семей вели бы себя по-другому.

Счастливый водитель автобуса куда успешнее, чем несчастный топ-менеджер крупной компании.

В-третьих, успешность школы руководство предлагает измерять исходя из счастья и душевного равновесия выпускников, что, согласитесь, довольно нестандартно. Никакой объективной оценки приверженцы демократических школ дать не могут, но, с другой стороны, удовлетворённость жизнью, спокойствие, отсутствие неврозов, любовь к выбранной профессии - это уже немало. Академические достижения мало волнуют владельцев Саммерхилла. По их мнению, счастливый водитель автобуса куда успешнее, чем несчастный топ-менеджер крупной компании. При этом общий уровень знаний выпускников Саммерхилла в целом такой же или даже немного выше, чем в обычных английских школах.

Итак, школа Саммерхилл функционирует уже 97 лет, и все эти годы она пропагандирует общечеловеческие ценности. Вообще, если читать книги Александра Нилла, можно заметить, что он не столько пытался совершить революцию в образовании, сколько просто реализовать свои философские взгляды на человечество. Он считал, что ни один счастливый человек никогда не убил другого, не крал, не держал подчиненных в страхе, не придирался к жене или детям. Вся педагогическая деятельность Нилла стала попыткой показать, что можно сделать, чтобы несчастье, по возможности, обошло жизнь детей стороной.

Поделиться новостью:
Счастливая школа Саммерхилл

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.