Этих ребят я знаю уже давно, еще с тех пор, когда им едва исполнилось три года. Рассматриваю фотографии и улыбаюсь. Вот Кирилл, забавный малыш, с пухлыми щечками, в костюме мишки, водит хоровод вокруг елки. Вот Саша в розовом платьице с огромными бантами на голове старательно читает стихотворение Деду Морозу. А это Вика сидит с заплаканными глазами, потому что рядом нет мамы, и не до праздника ей. Вот малыш с важным видом, в строгом костюме с галстуком –бабочка внимательно наблюдает за происходящим в зале. Это Вова. А рядом любимые воспитатели, которых, по причине картавости, дети ласково называли «Малиной Николавной» и «Ежевикой Юевной».
Прошли годы. Зайчики и мишки подросли. И вот уже первая учительница, Ольга Юрьевна, ведет их за ручку в класс. Притихшие, послушные, старательно выводили они палочки и крючочки. Учились читать, дружить, трудиться, а рядом всегда была строгая, но заботливая мама, Ольга Юрьевна.
Но время неумолимо. И вот уже начальная школа позади. И вот уже другая мама, Лариса Анатольевна, ведет их за ручку в класс, устрашающе большой, с таинственной комнатой, где хранятся странные колбочки, порошки и растворы. Лариса Анатольевна периодически появлялась из таинственной комнаты, держа в руках странные приборы. Смешивала порошки и цветные жидкости и, казалось, умеет читать заклинания. «Может, она волшебница?», «Интересно, а превратить человека в лягушку она может?», «А чей скелет прячет она в таинственной комнате? Может, рассказать об этом директору».
Помню и я их в пятом классе смешными, по-детски наивными.
Кирилл наказ мамы о том, чтобы в дневнике стояли только четверки и пятерки, понял буквально. И всеми силами оберегал его от назойливых учителей, которые так и стремились подпортить дневник плохими оценками. Учителю дневник приходилось брать штурмом. Кирилл голосил на весь класс, и учитель отступал. Вызывали маму. Мама объясняла Кириллу, что о плохих оценках она узнает все равно. А чтобы учиться на четыре и пять надо просто хорошо готовиться к урокам. Но Кирилл был непоколебим в своем убеждении.
С детства Кирилл уяснил одну истину: «Слово – серебро, молчание- золото».
Его сложно разговорить. Зато Кирилл хороший собеседник: он умеет слушать и никогда не спорит. Неразговорчивость Кирилла очень напрягает Вову. Особенно на литературе.
- Сегодня на уроке работаем в группах! – объявляю я.
Девочки быстро сбиваются в дружную стайку. Мальчики тяжело, не сразу начинают движение друг к другу, чувствуя, что обречены на совместную работу.
- Маш, может, ты пойдешь в нашу группу? – говорит Вова, пытаясь улучшить положение. Маша отвечает не сразу. Она оглядывает сумрачное лицо Кирилла, Вовку, с умоляющим взглядом полным надежд. Оба они не вызывают у нее доверия, и Марья отрицательно качает головой.
- Кирилл, говори уже! Кирилл, не молчи! – настойчиво шепчет Вовка товарищу, когда приходит время отвечать. Кирилл пыхтит, ёрзает на стуле, тяжело вздыхает, наконец, выдавливает из себя две-три фразы и замолкает. Вовку, конечно, такой ответ не устраивает. И я слышу до конца урока его недовольное ворчание в адрес Кирилла, по поводу того, что и как нужно было говорить.
Вовка красивый, статный парень с армейской выправкой, но ворчлив не по годам. Кирилл раздражает его молчанием. Вика, наоборот, много говорит. Даже Шекспиру досталось от Вовки. Да, да. Тому самому, Уильяму, из Англии. Мол, идея в «Гамлете» не ясна, а писать надо просто и понятно.
- Вика, молчи уже! Хватит! – шипит Вовка уже в сторону Вики. Вика любит пофилософствовать. Она уверена в себе и всегда полна идей, которые, по ее мнению, непременно должна воплотить в жизнь.
Вика долго не могла определиться с предметом для сдачи экзамена. Несколько месяцев Вика мучила литература, пока не стало ясно, что сочинительство не ее конек, и Муза творчества, посещавшая Пушкина и Лермонтова, никак не может до нее долететь.
Я буду сдавать биологию! – сказала, наконец, Вика. И я обрадовалась правильному решению. Но это было вечером. А утром …Вика торжественно объявила, что информатика – это именно тот предмет, который раскроет ее способности, и как раньше она этого не понимала. Через пару недель информатику сменила география. Оставалось еще несколько предметов. Учебный год потихоньку перешел во второе полугодие. Одноклассники освоили уже большую часть экзаменационного материала. А Вика все еще была в поиске. Терпение Ларисы Анатольевны иссякло, и она сказала строго:
- Будешь сдавать биологию и точка!
Зато как Вика читает стихи. До слез, до мурашек по коже! На районном конкурсе чтецов Вику отметили и сказали, что девочка талантлива.
Александра тихонько улыбается, наблюдая за своими одноклассниками. В маленькой классной семье Саша, как старшая сестра: и за ребятами присмотрит, и порядок в классе наведет.
- Хозяюшка, ты моя! Помощница! – ласково приговаривает Лариса Анатольевна, - что же я буду без тебя делать?
Саша, старательная во всем, безотказная, всегда была правой рукой Ларисы Анатольевны. Оформить газету – пожалуйста, позаниматься с одноклассником – конечно, поучаствовать в конкурсе – всенепременно. Чуткая, отзывчивая, всегда найдет доброе слова для своих одноклассников, поддержит в трудную минуту. Саша в классе – значит все хорошо, все в порядке! Саша талантлива в рисовании и в естественных науках преуспела. В районной олимпиаде по химии и биологии заняла четвертое место.
Урок продолжается. Марья тянет руку. Ей не терпится поделиться своими мыслями о прочитанном.
Слушать, как отвечает Маша всегда приятно. Уверенная, смелая в своих высказываниях, она всегда завораживала своей речью. Но сначала все было по-другому.
Маша прибыла к нам из московской школы и сразу сникла. Деревня, глушь, прошлый век! Новые одноклассники не обиделись, не разозлились. Отнеслись к Маше с уважением, подружились. И Маша, чувствуя искренность и доброту ребят, оттаяла и расцвела. Потому что сама - добрый и открытый человек. Живая, веселая, инициативная, Маша взбудоражила ребят: мальчишки приосанились, оживились, девчонки встрепенулись.
- Как Маша, привыкла? – спрашиваю я Ларису Анатольевну.
- Да что вы, Наталья Васильевна! Прямо своя, родная. Как будто всю жизнь училась в нашем классе.
Смотрю на Ларису Анатольевну, а в глазах у нее радость и счастье за то, что еще одному человеку стало тепло и уютно под ее крылом.
-Кирюша, ты пообедал? Тебе сегодня на физику. Володя, Наталья Васильевна говорит, что ты опять не выучил стихотворение.
- Я не могу его выучить.
- Тогда будем учить вместе! Саша, что-то ты плохо выглядишь, нам нельзя болеть!
И так каждый день: повседневные заботы, победы и неудачи – все пополам!
Пролетят годы, много событий произойдет в жизни каждого, но всегда с теплотой в сердце вы будете вспоминать, как вам было уютно, тепло и радостно в маленькой лесной школе на окраине поселка.
Удачи вам во всем!
В добрый путь!