Описание презентации по отдельным слайдам:
«А потом пришёл приказ красных сдать оружие. Казаки заартачились: „А где же справедливость уговора-договора?“ А тут на улицах новые приказы расклеили: „Кто не сдаст оружие — расстрел“. На следующий день подперла реквизиция хлеба, скота и обложение денежной данью. Казаки всхомянулись: «То цари триста лет в узде мордовали, потом белые генералы давай гнуть нас в бараний рог, а теперь и красные треногой вяжут… А где же уговор-договор?»
Из воспоминаний командующего Вешенским восстанием, эмигранта Павла Кудинова:
Как писал Ленину И. Рейнгольд: «Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством: ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость».
Директива Оргбюро ЦК ВКП(б)
24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б), после обсуждения 6-го пункта повестки дня — «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам», принимает секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» с резолюцией:«Принять текст циркулярного письма…».
Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью.
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…
К. К. Краснушкин, председатель Урюпинского комитета ВКП(б):
«Был целый ряд случаев, когда назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, злоупотребляли своей властью, чинили всякие насилия над населением…
Трибунал разбирал в день по 50 дел… Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи и дети…»
Сообщается о массовых расстрелах, проводимых членами Ревкома в станицах:
«Когда в станицу Морозовскую переехал штаб 9-й армии, политотдел этой армии провел следствие. Была выявлена страшная картина диких расправ. Только во дворе Богуславского, возглавлявшего ревком, обнаружили 50 зарытых трупов расстрелянных и зарезанных казаков и членов их семей. Еще 150 трупов нашли в разных местах вне станицы. Проверка показала, что большинство убитых ни в чем не было виновно и все они подлежали освобождению.»
К 1924 году приутихла волна безрассудных расправ.
К 1926 году на Дону оставалось не более 45 процентов прежнего казачьего населения, в других войсках – до 25 процентов, а в Уральском войске – лишь 10 процентов.
В январе 1930 года вышло Постановление ЦИК «О ликвидации кулачества как класса в пределах Северо-Кавказского края».
На Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей.
В течение 1930—1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000 казаков из различных регионов.
Вам будут интересны эти курсы: